Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Преступная халатность госчиновников : разрушается дом Гаджи Зейналабдина Тагиева

4773

О том, кто такой Гаджи Зейналабдин Тагиев и что это имя значит для азербайджанского народа, никому в нашей стране объяснять не надо. Никому, кроме определенных чиновников. Для них память о великом азербайджанце, как, впрочем, и о всех других выдающихся соотечественниках, ничего не значит.

Сегодня речь пойдет о преступной халатности начальника Государственной службы по охране, развитию и восстановлению культурного наследия при Министерстве культуры и туризма Азербайджана Закире Султанове. Этот чиновник больше занят тем, что фальсифицирует документы исторических зданий, вступая в сговор с главами исполнительных властей. З.Султанов часто закрывает глаза на разрушение нашего исторического наследия. Лишь бы главы платили! А вот реальный исторический памятник – дом Тагиева почему-то не входит в реестр Султанова… Более того, соответствующая госслужба даже не заикается об опасности, нависшей над уникальным историческим домом.

В редакцию haqqin.az обратился житель поселка Мардакян и рассказал, как разрушается вилла знаменитого промышленника и мецената. И это в канун 195-летия со дня рождения прославленного благотворителя, внесшего неоценимый вклад в культурное развитие нации.

Неужели Зейналабдин Тагиев, спонсировавший учебу тысяч молодых азербайджанцев за рубежом, помогавший обрести профессию выходцам из бедных слоев населения, открывший мусульманскую женскую гимназию, издававший газеты, построивший театры, больницы, школы, водопровод, фабрики, банки, судоверфь и др., не заслужил благодарности потомков? Неужели не останется в Баку места, о котором можно будет сказать детям, что здесь жил великий азербайджанец?

Корреспондент haqqin.az посетил виллу Тагиева в поселке Мардакян, которая находится сейчас на территории Специализированной больницы легочных заболеваний N9. Картина, прямо скажем, удручающая: некогда великолепное произведение талантливого архитектора Юзефам Гославского, которого называли кавказским Растрелли, автора еще одного дома Тагиева, в котором ныне располагается Музей истории Азербайджана и ряда других архитектурных жемчужин Баку, обветшало, покосилось и обросло чуждыми пристройками. Еще бы, ведь строению без малого полтора века и в последние сто лет никто его ремонтом не обеспокоился.

Между тем главврач клиники Гюльбала Гаджиев сообщил, что дом внесен в реестр памятников исторического наследия Минкультуры. Во время второй мировой войны там находился военный госпиталь, затем детская туберкулезная больницы, позже туберкулезный санаторий. В 2012 году на близлежащей территории построили задание, и лечебное заведение переехала в новое помещение. В тагиевском доме с 90-х годов проживают четыре семьи беженцев, которые всеми подручными средствами перестраивают его под приемлемое для себя жилье, еще больше усугубляя процесс уничтожения памятника.

«Здание находится на балансе клиники, но к нашей больнице оно фактически никакого отношения не имеет. Да и средств на его восстановление у нас никогда не было и нет», - признается доктор Гаджиев.

С заведующим хозяйственной частью клиники Ильгаром обходим виллу и территорию вокруг. Удивительно, но даже в плачевном состоянии дом с бассейном и фонтаном, украшенный изразцами, завезенными из Франции, выглядит изысканно и величаво. Но от треснувших стен, просевших полов, осыпающихся потолков и прогнивших деревянных конструкций никуда не деться.

 

«На втором этаже вообще опасно находиться – полы проваливаются, а от потолка откалываются куски штукатурки», - предупреждает Ильгар. Но когда видишь мраморные полы с изумительной мозаикой, замысловатые железные узоры лестничных пролетов, чудом сохранившиеся резные перила, забываешь об опасности. Думаешь только о том, что такая красота может быть потеряна.  

В конце коридора обнаруживаются замурованные проемы дверей. «Там, за стеной, живут правнуки... в общем потомки Тагиева», - поясняет Ильгар. После развала СССР проживавшая в Баку правнучка и переехавшие в Азербайджан из Средней Азии другие родственники Тагиева встретились с президентом Гейдаром Алиевым, и в 1996 году часть дома и сада вокруг была передана во владение прямым наследникам.

В половине, что осталась у государства, есть внутренний дворик. Говорят, там собирались гости миллионера и смотрели выступления знаменитых ханенде и танцовщиц. По идее Гославского, сама вилла была частью комплекса вместе с садом на территории в пять га, где были еще многочисленные хозяйственные постройки, 15-метровой глубины крытый колодцем, три бассейна, вольеры для джейранов и павлинов.

Участок опоясывала каменная ограда с великолепными воротами и загадочными фигурами в верхней части стен. Интересно, разгадали наши историки пиктограмму Юзефа Гославского, который на каменой ограде со стороны улицы поместил несколько вытесанных из камня греческих масок, голову причудливого животного и сплетение лилий или им все это неинтересно?

Отсчет времени для спасения этого исторического наследия идет уже на дни. И это происходит при абсолютном равнодушии и попустительстве Государственной службы по охране, развитию и восстановлению культурного наследия при Министерстве культуры и туризма Азербайджана.

Сохранить виллу Тагиева может только скорейшая реконструкция. Но Закир Султанов молчит! Еще немного, и из-за преступного бездействия памятник истории и культуры, расположенный всего в 30 минутах езды от Баку и по бумагам находится под защитой государства, рухнет как песочный замок.

В свое время Тагиев своим примером содействовал тому, что и другие богатые азербайджанцы вносили лепту в развитие нации. А нынешним состоятельным предпринимателям он разве уже не пример? Может, хоть на реставрацию его мардакянского дома как символа щедрости и благородства нации они не пожалеют средств?

P.S. Моя бабушка рассказывала, что супруга Тагиева Сона ханум после национализации, то есть когда большевики отобрали все у этой благородной семьи истинных патриотов, потеряла рассудок. Она просила милостыню на улице, где побирались и другие нищие. Шокированные такой картиной прохожие щедро давали ей деньги, а она все до копейки раздавала таким же, как она, бедолагам. Даже в беспамятстве Тагиевы оставались благородными азербайджанцами, не в пример таким чиновникам, как Закир Султанов…

Поделитесь новостью

Если вам понравилась эта новость, не забудьте поделиться ею с друзьями