Почему не получается манипулировать политикой Баку
В результате проводимой руководством Азербайджана последовательной политики, влияние Баку стало ощутимо на мировом уровне. Вклад Азербайджана в глобальный мир, безопасность, в том числе в обеспечение энергобезопасности, признают и в США, и в Европе. Однако находятся силы, которые стараются подорвать конструктивные отношения. Об этом на радио "Вести FM" говорят ведущий Гия Саралидзе и директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Саралидзе: На прошлой неделе в нескольких западных газетах и интернет-изданиях, в частности The Guardian, появились статьи о тайных счетах руководителей Азербайджана. Интересно, что все статьи выходят примерно в одно и то же время, в разных абсолютно изданиях, в разных странах, но все посвящены одному и тому же, везде один источник, они все ссылаются на отчет Центра по исследованию коррупции и организованной преступности, деятельность которого связана с небезызвестным Джорджем Соросом. Тема коррупции ничего не напоминает? Просто как под копирку. Понятно, что у Сороса есть желания, которые не были исполнены, и тут же начинается такое расшатывание. На фоне чего это происходит?
Мухин: Сейчас это называется модным словом "хайп". Начинается хайп – в надежде на то, что президент Азербайджана начнет уступать. Это способ манипулирования сознанием отдельно взятого человека точечным информационным воздействием.
Саралидзе: Это видно даже по истории с Грузией и "революцией роз". Там же тоже были темы коррупции, руководства страны, молодежных организаций. Все работает просто по одной хорошо отлаженной схеме. Сорос в свое время отличился в Сербии, где были первые молодежные выступления. У них даже сама эмблема с кулаком была похожа по всем странам.
Мухин: Особенно мне понравилась ″вишенка на торте″ - в США собирают петицию за объявление Джорджа Сороса террористом. И что это решает? Я, честно говоря, наблюдая за этим, поражаюсь этой циничности, потому что они могут вполне объявить Сороса террористом, вряд ли они будут его судить, но дело-то сделано. И мы как бы должны успокоиться на этом. Да, его объявили террористом, все, ребята, расходимся. Где судебные решения относительно стран, где он поураганил, причем не только в 1990-х?
Сарадидзе: Кстати, недавно Сорос проявился в Венгрии. Есть конкретные претензии у руководства Венгрии к человеку, к его фонду и его университету. Но они не отвечают на это, начинают просто ″хайпить″: ″Зажимают нас! Свободу!". Такая отработанная схема.
***
Справедливости ради стоит сказать, что манипулировать сознанием президента Ильхама Алиева, который имеет свою принципиальную позицию, вряд ли получится. Вспомнить хотя бы попытку примирения Турции и Армении, инициированную США. Еще в 1990-х Турция закрыла свои границы с Арменией в ответ на оккупацию последней азербайджанских земель. И вдруг в 2008 году без ведома Баку начались закулисные консультации по подготовке Цюрихских протоколов. Тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон даже особо не скрывала, что армяно-турецкий диалог был составной частью формируемой командой Барка Обамы новой американской политики на Южном Кавказе. Когда стало известно, что в тексте документа нет ни одного пункта, где был бы упомянут карабахский конфликт, ставший в свое время причиной закрытия рубежей, Баку выразил свою однозначно негативную позицию в отношении такого ″примирения″ соседей.
Тем не менее в Вашингтоне не отказались от идеи подписания документов, и планировали это сделать в сентябре 2010 года в ходе визита Обамы в Стамбул. Туда американские руководители пригласили и Ильхама Алиева, надеясь, что он одним своим присутствием окажет негласную поддержку американской идее. Однако президент Азербайджана отказался ехать в Стамбул, заявив, что планирующийся к подписанию документ противоречит национальным интересам Азербайджана. Не изменил Алиев своего решения и после уговоров позвонившей ему Клинтон. В итоге Анкара заявила, что границы останутся закрытыми до тех пор, пока не будет подвижек по Карабаху. Таким образом процесс был остановлен, а Цюрихские протоколы оказались в мусорной корзине.
Не удавалось манипулировать президентом Азербайджана не только американцам, но и европейцам. Когда в Европейском парламенте была поставлена на обсуждение резолюция с нападками в адрес Азербайджана, документ не был принят, зато отличился Бундестаг, приняв антиазербайджанскую резолюцию. "Какое отношение Бундестаг имеет к нам, и кем они себя возомнили? Неужели Берлин — хозяин мира и все остальные должны ему подчиняться? Мы от них ничего не хотим. Наоборот, это Берлину нужны наши газ и нефть… С Азербайджаном нельзя говорить языком диктата", — заявил тогда Ильхам Алиев.
В Баку не раз говорили, что не против диалога по правам человека и готовы обсуждать эту тему с европейскими партнерами, тем более что Азербайджану тоже есть, что сказать по этой проблеме, в частности, относительно исламофобии в странах Европы. При этом в Баку выступают против одностороннего подхода, против попыток представить страну как ″неразумного ученика, которого надо поучать в вопросах соблюдения прав человека″.
Однако сегодня против Азербайджана продолжается грязная кампания, которая всегда обретает особые масштабы в преддверии важных международных мероприятий. Особенно это было заметно в преддверии I Европейских игр и в период их проведения, когда информационная война против Азербайджана достигла беспрецедентных масштабов. Игры были инициированы Европой, и Азербайджан, будучи избран местом их проведения, провел соревнования на достойном уровне. Точно также годом раньше Россия провела зимнюю Олимпиаду в Сочи. Тогда и Москва, и Баку попали в парадоксальную ситуацию – пригласили гостей, достойно встретили их, получили восхищенные отзывы, но одновременно были облиты грязью теми, кто не был ни зимой 2014 года в Сочи, ни летом 2015 года в Баку. Что это – пресловутые двойные стандарты, большой бизнес или суровая геополитика?