Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Рашад Расуллу раскрывает секреты золотых дзюдоистов Азербайджана

235
Исполнительный вице-президент федерации дзюдо Азербайджана Рашад Расуллу в интервью azerisport.com оценивает чемпионство Хидаята Гейдарова и Зелима Коцоева, а также говорит о будущем.
До Олимпийских игр в Париже вы заявили, что одной из главных целей является занять второе место в командном зачете среди мужчин на Олимпиаде-2028 в Лос-Анджелесе. Однако уже в Париже по итогам индивидуальных соревнований наша сборная по дзюдо заняла второе место в общекомандном зачете. В принципе, результаты азербайджанских дзюдоистов за последний год внушали оптимизм. Но известно, что Олимпиада – это совсем другой уровень. Поэтому задам такой вопрос: считаете ли вы этот результат в определенном смысле сюрпризом?
Действительно, мы стали вторыми как в мужском, так и в общекомандном зачете. Да, конкуренция на Олимпиаде находится на совершенно другом уровне. 14 возможных золотых медалей завоевали 11 стран. Кроме Японии и Азербайджана ни одна страна не сумела взять более одной золотой медали. В целом же медали завоевали 26 стран. Это показывает, насколько высока конкуренция в дзюдо. Впрочем, все относительно. В том смысле, что могло быть и так, что мы, завоевав два золота, не попали бы даже в топ-3. Рейтинг зависит от особенностей соревнования.
На фоне достигнутого исторического успеха не может не вызвать сожаления, что 5 из 7-и дзюдоистов, оставшихся без медалей, проиграли уже на старте. Как бы вы прокомментировали их неудачу?
Перед Олимпиадой мы высоко оценивали наши шансы на еще несколько медалей. Тот факт, что мы не смогли добиться результатов в других весовых категориях, несмотря на две золотые медали, заставляет нас задуматься. Ведется индивидуальный анализ в связи с неудачами наших спортсменов в соответствующих весовых категориях. В зависимости от результатов анализа мы внесем новшества и поправки в нашу работу. Уже есть и предварительные мнения. В действительности, причины неудачи того или иного спортсмена – различные. Нет универсальной причины. С подготовкой никаких проблем не было. Я это могу сказать стопроцентно. Основная проблема заключается в том, что ни один из проигравших спортсменов не следовал заданиям тренеров и тактике, которой наставники рекомендовали придерживаться в ходе схваток. Теперь мы должны выяснить, почему так произошло.
Помимо неповторимой соревновательной стороны Олимпийских игр также интересны случаи, которые происходят за кулисами…
Отмечу, что организация Олимпийских игр была на очень низком уровне. Качество еды в деревне атлетов было очень низким. Хорошо, что мы взяли с собой повара. Таким образом, питание наших спортсменов было под контролем. Также были проблемы с транспортом. В транспортных средствах не работали кондиционеры, было душно. Иногда нам выделяли очень неопытных водителей. По этим причинам мы сами отвозили наших спортсменов к месту соревнований и обратно.
Вообще, мы с первого дня разместили спортсменов не в деревне атлетов. Мы проживали отдельно. В деревне атлетов официальное место для тренировок выделяется на определенное время. Например, какая-то сборная там тренируется с 10-и до 11-и часов. В остальное время занимаются команды других стран. Мы заранее договорились с расположенным очень близко к Парижу Университетом Нантер о том, что будем использовать их зал для дзюдо и физической подготовки. А рядом был отель. Ребята оставались там и пользовались залом в любое время. Кроме того, мы взяли в Париж 12 партнеров по тренировкам для 9-и наших дзюдоистов.
Особо подчеркну, что сотрудники Министерства молодежи и спорта, Национального Олимпийского комитета оказали очень тесную поддержку в решении наших технических, организационных вопросов. Люди работали днем и ночью. Это был очень важный вопрос для нас. Большое им спасибо.
Хидаят Гейдаров сразу после завоевания золота заявил о своей цели стать двукратным олимпийским чемпионом. Это говорит о чрезвычайно высоких амбициях этого дзюдоиста. Однако, как известно, Гейдаров значительно сбрасывает вес, чтобы выступать в категории 73 кг. Возможен ли его переход в 81 кг с прицелом на следующую Олимпиаду?
Это в первую очередь связано с личным решением Хидаята и мнением тренерского состава. Могу лишь сказать, что его вес достигает максимум 80-82 кг. Он уже, скажем так, обосновался в весовой категории 73 кг. Думаю, проблем с тем, чтобы продолжить в этом весе, быть не должно. Некоторые его основные соперники сбрасывает больше веса, чем Хидаят. И его результаты за последний год показывают, что он уже стал довольно профессиональным спортсменом. Хидаят хорошо знает, что для него правильно, а что неправильно. Также скажу, что вероятнее всего он не будет участвовать в соревнованиях в прежнем плотном графике. Хидаят в течение года примет участие в избранных турнирах. 
С таким заявлением выступил не только Хидаят, но и Зелим Коцоев (100 кг). Они оба могут бороться за золото на Играх-2028 в Лос-Анджелесе. Их возраст также это позволяет.
Как повлияет на цели, связанные с очередной Олимпиадой, второе место в общекомандном зачете, занятое в Париже, если можно так сказать, с опережением четырехлетнего плана?
Естественно, две золотые медали повышают ожидания. Вся спортивная общественность будет ждать от нас как минимум повторения этого результата на следующей Олимпиаде. Олимпийский квалификационный раунд начнется летом 2026 года. В ближайшие два года мы постараемся повысить общий уровень спортсменов. Для нас важно совершенствовать навыки дзюдо как основной, так и резервной команды, а также молодежи и юниоров. Естественно, важен и результат, мы будем работать над его достижением.
Руководство ФДА принимает достаточно эффективные меры по повышению массовости дзюдо в стране. Росту популярности спорта способствуют высокие результаты, достигнутые на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а также организация международных соревнований. Помимо традиционного турнира «Большого шлема» и юниорского Кубка Европы, возможно ли в течение следующих четырех лет организовать в нашей стране чемпионаты мира и Европы на взрослом, молодежном или юниорском уровне? Есть ли такие планы?
Как известно, это зависит не только от нас, но и от Европейского союза дзюдо (EJU) и Международной федерации дзюдо (IJF). Просто отмечу, что идут обсуждения на первичном уровне. По крайней мере, проведение турнира «Большого шлема» и юниорского Кубка Европы будет продолжаться в течение следующих четырех лет.
Насколько ощутим рост числа детей, записавшихся на дзюдо за короткий период, прошедший с побед Хидаята Гейдарова и Зелима Коцоева?
Один из самых важных вопросов для федерации, даже первый, – это рост числа людей, занимающихся дзюдо. Мы проводим системную работу в этом направлении. За последние два с половиной года число занимающихся дзюдо в стране выросло с 12-и тысяч до 19500 человек, даже превысило это число. Мы проводим подсчеты за 3 месяца, поэтому новые цифры появятся в октябре. Просто скажу, что из встреч с некоторыми нашими клубами, тренерами стало понятно, что к дзюдо есть большой интерес. Мы надеемся, что победы Хидаята и Зелима еще больше мотивирует наших детей и подростков заниматься дзюдо. Но и мы, как федерация, продолжим работу по пропаганде и продвижению дзюдо. Наша цель – к концу 2028 года довести количество занимающихся дзюдо до 36 тысяч человек.
Заметна работа федерации и в направлении развития женского дзюдо. Стоит ли чего-то ждать от Игр-2028 в Лос-Анджелесе?
Одна из наших целей, связанных с Олимпиадой 2028 года, заключается не только в том, чтобы наши девушки взяли лицензию, но и в том, чтобы они были на том уровне, который позволяет бороться за медали. Анализ ситуации показывает, что мы будем претендовать на лицензии в весовых категориях 48 кг, 52 кг и 57 кг. Скорее всего, мы получим лицензии в этих категориях и постараемся, чтобы каждая из дзюдоисток них была в состоянии выиграть медаль.
Насколько реально сегодня выглядит наше участие в смешанных командных соревнованиях?
Ситуация в смешанных командных соревнованиях иная. Потому что там, помимо 57 кг, также должны быть получены лицензии в весовых категориях 70 и +70 кг. А у нас очень мало шансов взять лицензии в этих весах. Откровенно говоря, у нас сейчас нет дзюдоистки, о которой можно сказать, что она что-то сделает в 2028 году. Даже если сегодня мы найдем талантливую девушку в тяжелом весе, в лучшем случае мы сможем подготовить ее к Олимпийским играм 2032 года. Сегодня у нас очень низкие шансы получить лицензию в тяжелом весе с местными спортсменками. Это, как вы знаете, зависит не только от нас, это общая проблема в стране.
16 августа состоялось открытие Регионального центра Академии IJF в Азербайджане. Хотелось бы узнать ваше мнение о степени важности этого центра.
Как вы знаете, с 2022 года мы начали сотрудничество с Академией Международной федерации дзюдо. Около 170 азербайджанских тренеров окончили курс этой академии и получили тренерский сертификат международного уровня. С получением статуса регионального центра наше сотрудничество с Академией IJF будет расширяться и ускоряться. После этого в наш центр для обучения будут привлечены тренеры из других стран. Мы уже будем осуществлять подготовку не только азербайджанских тренеров, но и тренеров из других стран. Мы – третья страна, получившая статус регионального центра. До нас такой статус имели Турция и Грузия. Таким образом, мы становимся партнером Академии IJF. У нас будет более широкий доступ к знаниям и навыкам, которыми они обладают. Это также будет стимулировать реализацию нашей стратегии на 2024-2028 годы в более продуктивной форме.
Xəbəri paylaş

Əgər bu xəbər sizə maraqlı gəldisə, onu dostlarınızla paylaşmağı unutmayın