Сегодня это не только картины и их репродукция, но и керамика, вышивка, мозаика, ювелирные украшения и многое другое. Все — по мотивам или на основе эскизов заслуженного художника Таджикистана Фарруха Негматзаде. 

Корни и наследие

Фируз в сфере арт-бизнеса оказался неслучайно. Отец-художник с детства посредством музыки, рисования и театра привил детям любовь к искусству. 

По словам Фируза, его предки тоже были представителями искусства. Прадед — ходжи Неъматулло был известным мастером-каллиграфом и миниатюристом своего времени, его работы до сих пор сохранены в некоторых рукописях, а росписи — на стенах мечетей. Дед — Турсунбой, хотя и был известным учёным-филологом, тоже увлекался живописью. Среди дядей — покойный Фирдавс был профессиональным скульптором. Фаромуз — керамист, а отец и другой дядя — Фаридун, — художники.

Искусство в их семье — это не профессия, а судьба.

Фаррух (слева) и Фируз (справа) Негматзаде
Фото из личного архива Ф. Негматзаде

Начало пути

Желание открыть собственную галерею родилось у Фируза ещё в начале 2000-х, когда его отец открыл частную галерею в Душанбе. 

«С папой нам очень повезло, — отмечает наш герой. — Он не только отец и наставник, но и настоящий мастер. Его картины лаконичны, но с особой техникой исполнения. Вдохновившись его работами, я решил попробовать создавать вещи на основе его картин».

Используя узнаваемые визуальные образы из отцовских картин, Фируз начал переносить их на керамику, текстиль, аксессуары и одежду. Так появилась первая сувенирная коллекция.

Сегодня у него работает команда художниц, прошедших обучение у Фарруха Негматзаде. Керамику производят гончары, которых обучает брат Фируза — Фарзод, профессиональный мастер.

«Успех нашего бизнеса в том, что мы развиваем семейный бренд, — объясняет Фируз. — Если вы подарите, скажем, чайник с рисунками по мотивам картин отца в качестве сувенира иностранцу, ни один соседний народ не сможет назвать его своим, хотя у всех нас, народов Центральной Азии, есть схожие мотивы. Но стиль Негматзаде — узнаваемый и по-настоящему таджикский».
Фото из личного архива Ф. Негматзаде

Что можно найти в галереях?

Ассортимент галерей очень впечатляет. Картины, флорентийская мозаика, ювелирные изделия, вышитые и расписанные вручную кардиганы, декоративные подушки с вышивкой, настольные дорожки, фарфоровые чайные наборы, вазы, бокалы и керамические серьги, созданные мастерами вручную. Последние — двусторонние, с одной стороны — миниатюра из отцовских картин, а с другой — орнамент атлас или чакан. На их создание уходит около двух недель. Для керамики закупаются глина и глазурь из Италии и Испании.

Вся вышивка выполняется вручную — над ней работают 8 мастериц. Есть и изделия из бархата, ручной росписью по ткани и коже, сумки с авторским орнаментом.

Даже орнаменты зеркал в галерее выполнены по эскизам картин Фарруха Негматзаде. Это идея Фируза — под впечатлением от работ отца.

А еще в этих галереях продаются майки и футболки с нанесением рисунков достопримечательностей Душанбе, в том числе, с орнаментом сюзане собственного производства. 

На вопрос, покупают ли всё это, Фируз отвечает: «Покупатель найдётся на каждый товар. Иногда сначала рождается идея, потом — спрос. Мы не торопимся, а ждём своего покупателя».

Как из искусства сделать бизнес?

Фируз — экономист по образованию, окончил университет в Колорадо, США. Сначала это было хобби: он наносил эскизы картин отца на футболки и кепки и дарил американским друзьям. Потихоньку начал продавать отцовские картины. 

Фото из личного архива Ф. Негматзаде

«По возвращению домой, устроился на работу в ресепшн гостиницы "Серена Душанбе", там мы провели выставку отца. И у меня появилась идея открыть галерею. Сначала продавал книги, потом решил реализовать сувенирную продукцию. Но места было мало, поэтому я перебрался в салон гостиницы Hyatt Regency, где открыл полноценную галерею», — вспоминает Фируз. 

С 2012 года Noor Art Gallery (нур — свет, согласно философской трактовке, каждый делится с миром своим светом) функционирует в Hyatt Regency Dushanbe. Фируз благодарен администрации отеля за многолетнее сотрудничество, партнёрство и поддержку.  

Фото из личного архива Ф. Негматзаде

Другая галерея — Zoda Art Gallery — находится в гостинице Hilton и тоже имеет своих покупателей. 

 

Правила бизнеса

Для Фируза главное в бизнесе — это дисциплина, честность и пунктуальность. Галереи работают строго с 8:00 до 20:00 без выходных. Даже если нет клиентов, двери всегда открыты. 

«Если я принял ваш заказ и подвёл, значит потерял свой авторитет и  вы, вероятнее всего, меня больше никому не порекомендуете. А хорошие рекомендации — это самый главный залог роста любого бизнеса», — считает предприниматель.
Фото из личного архива Ф. Негматзаде

Культура как путь к инвестициям

По мнению Фируза, один из самых простых способов привлечь иностранные инвестиции — это развитие туризма. 

«Туристы покупают наши сувениры, деньги остаются в стране. А предприниматели, в свою очередь, будут стремиться к новым идеям и качеству», — считает он.

Сувенирная продукция по эскизам отца уже побывала на выставках в Германии, Франции, Китае, США, Италии, Саудовской Аравии и СНГ: «Нас узнают. Даже без подписи — по стилю. Когда отец оформлял колонну в Сингапуре, к нему приходили люди с подарками, наблюдали за работой. Он стал послом нашей культуры. А культура сближает народы».

Как картины помогли выжить

Даже в пандемию, когда всё встало, продажи остановились, границы были закрыты — помогли картины. 

«Мы выжили за счёт продажи отцовских работ. Да и стартовый капитал для галереи был именно из его денег. Но он ни разу не спросил: «Сколько ты продал?» Ему важнее искусство, а мне — развитие семейного дела», — говорит Фируз.
Семья Негматзаде
Фото Asia-Plus

Подробнее: https://asiaplustj.info/ru