Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Каспийские тюлени: численность, угрозы и возможные пути спасения – ИНТЕРВЬЮ с Тариэлем Эйбатовым – ФОТО

210

Вопрос защиты каспийских тюленей становится все более актуальным в свете человеческого вмешательства и экологических изменений.

В поисках компетентного специалиста, способного ответить на наши вопросы о проблемах каспийских тюленей, мы столкнулись с непростой задачей. После тщательного исследования и многочисленных обращений, мы установили, что в Азербайджане всего один эксперт, обладающий необходимыми знаниями и опытом в этой области. Это Тариэль Эйбатов — генеральный директор Естественно-исторического музея, кандидат биологических наук, чья работа посвящена изучению представителей позвоночной фауны Азербайджана.

В интервью 1news.az Т. Эйбатов поделился своими наблюдениями и предложениями по сохранению каспийских тюленей, а также рассказал о текущих мерах охраны и перспективах на будущее.

– Расскажите, как получилось, что на данный момент вы – единственный в стране эксперт по тюленям? С чего началась ваша заинтересованность этими животными?

– Мы начинали с моим шефом, профессором Дамиром Гаджиевым – членом-корреспондентом Академии наук. Он был выдающимся палеонтологом мирового уровня и, кстати, именно он обнаружил челюсть азыхантропа в известной пещере.

Мы разрабатывали комплексную остеологию млекопитающих и методику определения индивидуального возраста животных и нам нужны были модельные объекты (группы). Наиболее удачной и удобной для изучения оказалась группа каспийских тюленей. Дело в том, что тюлень – это животное, чьи останки часто встречаются на побережье, особенно на севере Абшеронского полуострова, где ежегодно выбрасывает на берег до двух тысяч тюленьих трупов. Это позволяет собирать материал без необходимости убивать животных и исследовать все возрастные группы. Поэтому тюлень стал для нас идеальной модельной группой для изучения его происхождения, развития, морфологии и биологии.

В Азербайджане одна из крупнейших коллекций скелетов по каспийским тюленям. На кафедре Медицинского института сейчас находится около 600 скелетов разных возрастов.

– Какова сейчас численность тюленей в Каспийском море, и как она изменялась за последние годы?

– В начале XX века численность тюленей достигала миллиона особей. Ежегодно убивали до 250 тысяч. К 80-м годам численность сократилась до 400-450 тысяч.

В 2000 году на азербайджанское побережье было выброшено около 6 тысяч трупов тюленей. Мы прошли всю прибрежную зону и зафиксировали это количество. В Казахстане обнаружили больше 10 тысяч погибших тюленей, а в итоге по всему Каспию насчитали около 30 тысяч погибших животных за год.

С помощью английских, японских и голландских специалистов мы установили, что причиной стала эпидемия вируса Morbillivirus, или вируса собачьей чумки. Этот вирус вызывает у тюленей истощение, поражение легких, печени и другие симптомы. Это была первая зарегистрированная вспышка такого вируса на Каспии.

Загрязнение воды в Каспии также сыграло в этом роль. В Азербайджане и России, в местах, где впадают реки Волга и Кура, было обнаружено высокое содержание гексахлорана и других ядохимикатов, которые использовались в сельском хозяйстве. Эти вещества накапливаются в воде и наносят ущерб флоре и фауне моря, что, в свою очередь, ослабляет иммунитет тюленей и делает их уязвимыми перед болезнями.

Кроме того, эти ядохимикаты накапливаются у тюленей в жировых отложениях. Когда они приплывают на юг, где кормятся и накапливают жир, его слой может достигать 15 сантиметров. Вместе с этим жиром тюлени накапливают и различные токсичные вещества. Затем, когда самки плывут на север для размножения, они не питаются в течение трех месяцев, используя запас жира. В этот момент концентрация ядовитых веществ в их организме резко возрастает. Это приводит к бесплодию: многие самки не могут зачать, либо плод не развивается, что также снижает численность популяции.

Численность тюленей в данный момент колеблется. Точных данных нет, так как методики мониторинга не всегда точны, и официальные данные не публикуются. Есть разные оценки: минимальная численность составляет около 75 тысяч, а максимальная — до 270 тысяч. Эти подсчеты очень условны, поэтому нужно брать в расчет среднюю оценку — 150–170 тысяч.

 

Мы ведем мониторинг в течение всего года, и по нашим данным, в центральных частях Каспийского моря тюленей достаточно много, они в хорошем состоянии. Но в прибрежной зоне, будь то в России, Казахстане или Азербайджане, тюлени практически не встречаются.

Популяция пока сохраняется на относительно стабильном уровне, но ее будущее зависит от таких факторов, как сокращение уровня воды в Каспии и уменьшение рыбных запасов — их основной пищи, а также от объема ледового покрова на севере Каспия, на котором происходит размножение каспийского тюленя.

- А как браконьерство повлияло на популяцию тюленей в Каспийском море?

- В 90-х годах активизировался нерегулируемый рыбный промысел. По всему Каспию были расставлены огромные сети длиной до 20 километров. Бедные тюлени, передвигаясь во время миграций, в поисках пищи, сталкивались с этими сетями и погибали в них от удушья. Сейчас количество сетей значительно уменьшилось, но тем не менее большая часть тюленей погибает в рыболовных сетях, и браконьерство все еще продолжается.

- Для чего используют отловленных тюленей?

- К примеру, колхозы в Дагестане и Казахстане, которые имели разрешение на добычу, полностью перерабатывали тюленей, используя шкуру, мясо, жир, кости и другие их части. Но в 90-х промысел тюленей полностью запретили. После этого начались проблемы с безработицей, особенно в Дагестане. В итоге там возникли артели. Это были частные хозяйства с хорошо оснащенными байдами, которые выходили в море и занимались браконьерством, ловя в основном малышей — совсем маленьких тюленей, сиварей.

Раньше мы часто находили трупы малышей, сейчас их почти не видно, потому что большинство из них попадает в сети браконьеров. По данным юристов Ермолина и Волкниса, которые исследовали побережье и опубликовали данные, в год убивают от 10 до 15 тысяч малышей. Они выяснили, где и как обрабатывают тушки, где идет пошив и реализация продукции.

 

Сейчас браконьерства стало меньше, но оно все еще существует. На острове Чилов, например, встречались люди, у которых были шапки из каспийских тюленей. Жир тюленей тоже активно добывают, особенно в Дагестане и Туркменистане, где его продают по цене до 20 долларов за литр. Его считают целебным среди местного населения, хотя на самом деле это миф. Сейчас тюлений жир почти невозможно найти в открытом доступе, им торгуют нелегально. Раньше он свободно продавался на базарах, а сейчас все это ушло в подполье.

- Какова роль тюленей в экосистеме Каспия? К каким проблемам может привести сокращение их популяции?

- Каспийский тюлень — это эндемик, единственное млекопитающее в Каспийском море, находящееся на вершине экологической пирамиды. Он регулирует численность других видов, поедая до 20 видов рыб, ракообразных и других морских обитателей. Если численность каспийских тюленей сократится, это вызовет дисбаланс в экосистеме, в частности, приведет к чрезмерному размножению килек — основной промысловой рыбы. Кильки смогут размножаться бесконтрольно, что приведет к нарушению баланса в экосистеме.

- Влияет ли глобальное потепление на численность тюленей?

- Я бы так не сказал. Вне зависимости от глобального потепления, уровень Каспия постоянно меняется — то поднимается, то снижается, и это, в свою очередь, влияет на численность тюленей. Сейчас уровень воды снижается, что уменьшает площадь моря и пищевые ресурсы, которые раньше были более обширными. Это приводит к проблемам с питанием. Однако появляются новые острова – лежбища для тюленей, где они могут отдыхать и размножаться, что может сократить их смертность. Основным негативным результатом потепления климата является уменьшение ледового покрова зимой в северном Каспии, на котором происходит размножение и спаривание тюленей, а также уменьшение размеров каспийского водоема.

- Также, к сожалению, были инциденты, когда люди забивали тюленей, вышедших на берег, считая их опасными. Проводится ли у нас просветительская работа с населением в этом направлении?

- Дело в том, что малыши, которых самки оставляют через 2-3 недели после рождения, не имеют достаточного подкожного жира, чтобы удержаться на плаву, и опыта для выживания. Раньше, до того, как окрепнуть, они питались в прибрежной зоне, но сейчас ввиду урбанизации, эта зона занята городами и пляжами. Местные жители боятся тюленей, хотя они мирные животные, и часто убивают, опасаясь их нападений. Это резко увеличило смертность среди малышей тюленей.

В советское время тюленей можно было часто встретить на побережье, они спокойно отдыхали и плавали рядом с людьми. Сейчас из-за этого их стало намного меньше.

Что касается просветительской работы, в Азербайджане она практически не проводится. В последние 2-3 года в России и Казахстане стали организовывать просветительские лагеря для молодежи. К сожалению, государственной поддержки в этом вопросе, в том числе в изучении тюленей, не было никогда, все держалось на нашем энтузиазме.

- Какие меры охраны каспийских тюленей уже приняты и какие меры, по вашему мнению, необходимо ввести?

- Сейчас каспийский тюлень включен в Красную книгу, что очень важно. Рыбаки теперь пытаются его не убивать, а освободить, если он попадается в сети. Раньше тюленей спокойно отлавливали, используя их жир, печень и даже мясо — в прошлом тюленей ели на всем побережье Каспия. Сейчас это осталось только в некоторых регионах. Мясо тюленя считается деликатесом, особенно в России, и его иногда едят даже сырым. Оно имеет своеобразный вкус, с легким аммиачным привкусом, из-за чего нравится не всем.

 

В Азербайджане в 2005 году на Абшеронском полуострове вместо заказника, где охранялись тюлени и чайки, был создан Национальный парк Шах-Дили (Шахова коса). Но создание этого парка было роковой ошибкой, в результате которой сейчас там нет ни чаек, ни тюленей. Исчезло последнее лежбище каспийского тюленя в Азербайджане. Потому что одной из самых эффективных мер является запрет на нахождение людей в местах обитания тюленей. Сейчас же в этих местах много посетителей, появились автомобили, туристы. Важно вернуть эти зоны под строгий контроль и запретить туда доступ людям. Также нужно ограничить судоходство вблизи островов, где тюлени проводят линьку и восстанавливают силы.

- Есть ли страна, которая может служить примером для Азербайджана в этом вопросе?

- Примером может служить Иран. Эта страна проделала значительную работу в области охраны тюленей. В Иране создано несколько организаций, работающих в этой сфере, включая центры реабилитации тюленей. Они проводят мероприятия с рыбаками, активно занимаются просвещением населения, обходят побережье и объясняют, что тюлени не представляют угрозы для людей, учат их мерам, которые нужно предпринимать при встрече с этими животными. Помимо этого, в Иране более серьезно относятся к охране осетровых рыб. Кстати, именно в этой стране разрешен экспорт икры, потому что они занимаются ее воспроизведением и содержанием осетровых на высоком уровне.

- Какое будущее вы видите для каспийских тюленей?

- В данный момент наблюдаются позитивные изменения. В Казахстане и России сейчас создаются новые центры для охраны тюленей. Больше внимания уделяется вложению средств в охрану заповедных территорий, а также регулированию судоходства в зимний период, что необходимо для защиты лежбищ. В прошлом эти места разрушались из-за судоходства, что приводило к гибели тюленей.

Также в настоящее время с помощью вертолетов и самолетов проводится мониторинг ситуации. В ноябре в Махачкале планируется проведение международной конференции по вопросам защиты тюленей, где будут обсуждаться меры по охране и поддержке популяции. Регулярно проводятся вебинары и мероприятия, направленные на решение этих проблем. Тюлени, находящиеся в открытом море, остаются в хорошем состоянии, и наши фотографии подтверждают это. Однако, чтобы численность тюленей росла, необходимо устранить проблемы с высокой смертностью среди детенышей, браконьерством и сетевым ловом рыб.

 
Share the news

If you liked this news, do not forget to share it with your friends