О роли Карабаха в создании продовольственной безопасности страны
Азербайджан привержен традициям мультикультурализма и мультиэтничности. Об этом заявил Президент Ильхам Алиев 25 ноября на международной конференции «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика».
«Одним из явных преимуществ Азербайджана является приверженность нашей страны традициям мультикультурализму и мультиэтничности. Азербайджан всегда был такой страной. Почему?
Думаю, потому, что представители любой культуры и религии чувствуют себя в нашей стране комфортно. Особенно это проявилось в первые трудные годы обретения Азербайджаном независимости, когда была война, миллион беженцев. Наш народ смог сохранить свой характер.
Несмотря на ситуацию в стране, азербайджанский народ не проявил никакой агрессии, что очень важно. Это было также важно для консолидации нашего народа», – сказал глава государства.
К концу 2023 года, как известно, планируется переселение в Карабах более 60 тысяч человек. В настоящее время идет процесс подготовки, который включает не только возрождение городов и сел, инфраструктуры региона, но и налаживание контактов с местным армянским населением с целью сближения позиций азербайджанской и армянской общин Карабаха.
-Мы готовы говорить с людьми, которые живут в Карабахе и хотят там жить. Мы готовы к этому. Кстати, этот процесс начался. Если не будет вмешательства извне некоторых стран, о которых я только что упомянул, и не будут предприниматься попытки остановить этот процесс, то, считаю, он мог бы идти более динамично. - сказал Президент Ильхам Алиев , 17 ноября, принимая делегацию во главе со специальным посланником Европейского союза по "Восточному партнерству" Дирком Шубелем.
Эту четкую позицию Азербайджана , глава государства не раз озвучивает на различных международных платформах, и безусловно очень жаль, что в то же время ереванская пресса, и некоторые политические деятели и представители российских СМИ вновь и вновь пытается тиражировать миф о невозможности мирного сосуществования, тем более сотрудничества этих двух общин.
Примером традиционного мультикультурализма на протяжении всей истории Азербайджана был и Карабах.И Как бы не пытались в Ереване убедить представителей международной общественности, в частности, Евросоюз, в, невозможности пребывания азербайджанцев и армян на одной территории, многие страницы истории Карабаха убеждают в обратном.Вэтой статье рассказывается об одной из них.
...Сегодня на освобожденных территориях Карабаха снова проводится посев различных культур. Об этом заявил председатель Агентства аграрного кредитования и развития при Министерстве сельского хозяйства Сеймур Мовлаев на конференции, посвященной возможностям бизнеса и инвестиций в Карабахе, организованной в рамках Азербайджанской международной выставки «Восстановление, реконструкция и развитие Карабаха» - Rebuild Karabakh.
-В целом, были предприняты и будут последовательно предприниматься реальные шаги для возрождения традиционного сельскохозяйственного потенциала Карабаха и его развития в короткие сроки. В регионе имеются большие возможности для посадки картофеля, посева овощей, бахчевых и кормовых культур-отметил С. Мовлаев в своем выступлении.
В этой связи следует напомнить, что сельское хозяйство и до оккупации Карабаха занимало почетное место в экономике этого региона,что было возможно прежде всего потому, что здесь находилось одно из самых известных и успешных предприятий в Азербайджане - КНЭБ ( Карабахская научно – экспериментальная база). История этого научного учреждения, расположеннного в свое время между Тертером и Агдере , весьма показательна своей трагичной судьбой.
На фото : Панорама КНЭБа в 1983 году в поселке
Шихарх(ранееМаргушеван).
…После изгнания из базы бакинских ученых в 1989 году, армянские боевики уничтожили один из лучших центров изучения зерновых в СССР, вырубили сады, взорвали склады и амбары, генофонд вывезли в Ереван. Позднее, отступая, боевики сожгли село, все дома и сады местных жителей, кстати они были армянами. И это было сделано не случайно, так как на всем протяжении конфликта жители поселка Шихарх(ранее Маргушеван), расположенного в Тертерском районе – сотрудники научной базы, защищали ученых – азербайджанцев. Даже в разгар митингов в 1988-1990- х годах вопреки давлению боевиков, сотрудники КНЭБа – армяне, выдвигали кандидатуру директора базы Александра Шейхзаманова в депутаты своего райсовета.
КНЭБ был заметным явлением в экономической и политической жизни региона, особенно в 1986-1990 годы, когда несмотря на митинги и выступления националистов, колхозы и совхозы десятков армянских сел автономии заключали договора и приобретали у КНЭБа элитные сорта зерновых, бахчевых и фруктов. На всех этапах своего существования эта научная база противоречила пропаганде Еревана о невозможности совместного проживания в Карабахе армян и азербайджанцев, так как председатели колхозов и совхозов были карабахскими армянами и стремились спасти базу. Этот факт свидетельствовал о том, что среди армян Карабаха не было единогласия по поводу « воссоединения с Арменией». Поэтому тогда, в 1990 году, уничтожение научной базы стало принципиально важным актом для Армении .
К концу 2023 года, как известно, планируется переселение в Карабах более 60 тысяч человек. В настоящее время идет процесс подготовки, который включает не только возрождение городов и сел, инфраструктуры региона, но и налаживания контактов с местным армянским населением. И возрождение КНЭБ , думается, становится так же принципиально важно для Азербайджана.
Реальность всегда опровергает мифы
Поскольку уже весной этого года впервые за многие годы началась посевная: на 1700 гектарах базы посеяно 850 образцов пшеницы и ячменя, 60 образцов картофеля, 98 образцов овощных культур. И есть информация ,что далее планируется восстановить жилые дома для сотрудников базы, здания библиотеки и лаборатории, у КНЭБ, похоже, есть все шансы, как и в советское время вновь стать центром растениеводства и животноводства всего Карабаха. Пока работает только один артезианский колодец, для возрождения садов базы и полей зерновых культур надо минимум пять таких колодцев.
Актуальной КНЭБ становится еще по одной причине. В связи с мировым дефицитом пшеницы, резким повышением цен на пшеницу и ячмень, зерновая независимость стала важным компонентом национальной безопасности каждой страны. Зерновые стали – и уже навсегда – новым видом углеводородов. Если еще год назад прибыль от экспорта зерновых из РФ была соизмерима с экспортом вооружения, то после событий на Украине прибыль от продажи зерновых в два раза больше, чем от продажи самого современного оружия.
И это «оружие» даст нашей стране высокоурожайные сорта пшеницы, поскольку есть традиции и успешный опыт, над созданием элитных сортов пшеницы в Карабахе наши ученые работали еще с 60-х годов прошлого столетия.
КНЭБ был настолько заметным явлением в области селекции новых сортов, что еще в 1976 году на базе был проведен советско – индийский семинар по зерновым, после которого Индия стала закупать именно выведенные здесь сорта пшеницы.
На фото: Александр Шейхзаманов(первый справа) с участниками семинара из Индии
Так что индийский бум в зерноводстве во многом обязан карабахским сортам пшеницы, выведенным в созданной академиком Имамом Мустафаевым в 1950 году КНЭБ.
Расцвет базы связан с периодом ее руководства кандидатом сельскохозяйственных наук Александром Шейхзамановым, руководителем научного центра с 1978 по 1992 годы. В период введения хозрасчета в последние годы СССР КНЭБ стал процветающим предприятием, где селекционеры выводили новые элитные сорта растений, новые породы овец и коров.
А. Шейхзаманов, как эффективный менеджер, разоблачил мошенническую практику управления чиновников из аппарата НКАО , которые только и могли что методом шантажа вымогать из Баку и Москвы финансы, оборудование и продукты.
По всем направлениям растениеводства, прежде всего зерновые, а также бахчевые, хлопок, виноградарство, шелководство, благодаря коллективу научных работников Фаи Шейхзамановой, Светланы Рзаевой, Натальи Старцевой и других, КНЭБ стал поставщиком элитных сортов для всех совхозов Карабаха. По сути семь ученых во главе с Ал. Шейхзамановым разоблачили игры руководства НКАО и доказали целесообразность развития Карабаха,как единого экономического региона. Доказали, что НКАО – атавизм с позиции политики, экономики и логистики, так как весь бюрократический аппарат руководства областью был нацелен на вымогательство и шантаж как Баку, так и Москвы.
На 1700 га селекционной базы ученые из года в год собирали один из лучших в СССР генофондов злаковых, садовых и бахчовых культур. Неудивительно, что деловые партнеры базы, сотрудники – армяне пытались спасти или хотя бы продлить деятельность ценной базы. Но успешность КНЭБа, как модели управления и сотрудничества людей разных национальносте, была опасна балаянам – кочарянам именно благодаря эффективности бизнес – модели, выстроенной А. Шейхзамановым.
КНЭБ, как вызов Еревану
Гениальное изобретение – КНЭБ блестяще доказало всем, что на самом деле реальным врагом армянского населения были бюрократия и местная партийная власть.Конец 80-х,начало 90-х , в столице НКАО полыхают митинги, а в это время председатели колхозов – армяне продолжают заключать договора с КНЭБ о поставках элитных сортов. И это очень мешало «Крунку», ереванским эмиссарам доказать, что Баку мешает развитию армян в Карабахе,перед глазами у всех в Карабахе был реальный пример – КНЭБ. Центр прорывной науки не только, как селекционная база, но и как метод избавления от прессинга громоздкого бюрократического аппарата. Была еще одна причина, что делало КНЭБ врагом №1 для крунковцев. Население поселка в основном армяне, работало на базе и их дети по окончании школы поступали на биофакультеты в Баку,в вузы других городов СССР. Таким образом база привела в науку не одно поколение сотрудников КНЭБа –армян, убежденных в эффективности интернациональной научной базы, как удачной социально-экономической модели.
Вопреки угрозам, директор базы Ал. Шейхзаманов, без согласования с центром, напрямую заключал договора, даже в горячие годы директора колхозов – армяне по своей инициативе сотрудничали с базой.
Это был убедительный ответ на вопли балаянов о невозможности совместного существования в Карабахе двух народов. Поэтому селекционная база, но и территория села были обречены. Даже несмотря на обращение АН СССР по поводу охраны базы, националисты уничтожили и базу, и село. Сотрудники НИИ генетических ресурсов, к которому относится база, сейчас возрождают КНЭБ фактически на голом месте.
Ученые убеждены возрождение КНЭБа, как базы генофонда растений и как поставщика элитных сортов зерновых для всего Карабаха, жизненно необходимо и даст положительный эффект для развития региона. Возрожденная из пепла КНЭБ будет очень заметна в Карабахе, так как память сохранила базу, как образец мягкой силы Баку. Уничтожив один из лучших в СССР селекционных центров, за все многие годы оккупации Армения ничего не создала на землях Карабаха по факту,т.е. ни одного технопарка, ни одной зоны опережающего развития…
.Возрождение базы, как технопарка в области растениеводства, будет ,безусловно,воспринято как возвращение истинного хозяина, занятого развитием, подъемом региона. Стратегическая задача- вернуть былое влияние, авторитет базы как эффективной формы управления, каким был КНЭБ даже в разгаре митинговых страстей.
КНЭБ так мастерски разоблачал убогость руководства НКАО, что возрождение селекционной базы сейчас является одним из самых активно реализуемых проектов возрождения Карабаха. Понятно, что с этой проблемой НИИ генетических ресурсов в одиночку не справится, нужна помощь,по крайней мере на первом этапе в создании жилых помещений минимум для 50 сотрудников. Как модель внедрения передовых технологий, управления, образования КНЭБ был столь сильным аргументом для сторонников Баку в Карабахе, и таким раздражителем для противников, что сегодня одновременно с возрождением бывшей базы, заслуживает внимания и вопрос созданиия филиалов КНЭБ в ряде других районов Карабаха.
Ширин Манафов