Почему в мире наступил кризис рождаемости: изучаем доклад ООН

И выделяем главное
Каждый четвертый человек в мире хочет завести ребенка, но откладывает. В конце концов 40% таких людей окончательно отказываются от своего желания.
Чтобы понять, почему так происходит, Фонд ООН в области народонаселения, ЮНФПА, и исследовательская компания YouGov опросили более 14 000 взрослых мужчин и женщин из 14 стран мира и узнали, что им мешает.
Экономическая нестабильность
По мнению ЮНФПА, экономические аспекты — главная причина снижения рождаемости. Эксперты выделили четыре фактора, которые повышают порог входа в родительство.
Уровень дохода не позволяет содержать ребенка — из 10 000 человек об этом заявили 39%. Получается, миллионы людей по всему миру не могут стать родителями не потому, что не хотят, а потому, что не могут себе это позволить.
По данным доклада, многим семьям финансово недоступны медицинские услуги по лечению бесплодия, консультации и обследования для планирования беременности. А потенциальное содержание ребенка тем более не вписывается в семейный бюджет.
В каких случаях государство может влиять на решения людей, которые касаются планирования семьи
От 13 до 20% респондентов во всех 14 странах сталкивались как с незапланированной беременностью, так и с ситуацией, когда им хотелось завести ребенка, но они не могли себе этого позволить.
Эксперты считают, что так происходит, потому что люди с низким уровнем дохода не могут обеспечить себе надежную контрацепцию. А когда беременность наступает, предпочитают прервать ее из-за того, что в данный момент им не на что содержать ребенка.
Если в такой ситуации люди будут получать гарантированную помощь, вероятность того, что они решат сохранить беременность, будет расти. Это перспективная область, в которой, по мнению специалистов ЮНФПА, государство может влиять на репродуктивные решения населения.
Нет уверенности в том, что будет постоянная работа и зарплата. Безработица, вынужденная неполная занятость, нестабильный доход — этот вариант как препятствие к рождению ребенка выбрали 21% опрошенных. Чаще других эту причину называли молодые люди до 35 лет: среди них уровень безработицы выше.
Иногда в поисках лучшей работы молодежь уезжает в другие страны. Но даже если на новом месте уровень дохода выше, вероятность стать родителями все равно снижается: эмиграция ограничивает связь с родственниками, которые могли бы помочь в уходе за ребенком.
Для семьи с ребенком жилье становится недоступнее. Нехватка квадратных метров, а также высокие цены на покупку и аренду жилья — причина не заводить ребенка для 19% опрошенных. Проблемы с жильем актуальны для пар любого возраста, но чаще мешают завести второго и последующих детей.
Социологические исследования в Китае, Иране и США показали: если у человека есть свое жилье, его шансы вступить в брак и завести ребенка выше. В Бразилии опрос показал, что у тех, кто взял ипотеку, вероятность завести детей больше на 32%.
Качественный уход за детьми недоступен или дорого стоит. Уход за ребенком — невидимый и в большинстве случаев неоплачиваемый труд. Поэтому, если нужны деньги или хочется строить карьеру, женщины все чаще откладывают беременность и реже заводят больше одного ребенка.
Опрос показал, что улучшить ситуацию могут два фактора: доступность государственных и частных детских садов, а также помощь бабушек и дедушек. Причем роль старших родственников в повышении рождаемости эксперты оценивают так высоко, что называют ее новой репродуктивной стратегией.
Некоторые государства финансово поддерживают семьи, которым удалось привлечь к уходу за ребенком родных. Например, в Швеции и Германии бабушкам и дедушкам, которые готовы сидеть с внуками, предоставляют оплачиваемый отпуск. В России это тоже возможно: читательница Т—Ж поделилась таким опытом в статье «Как бабушке уйти в декретный отпуск по уходу за внуком».
Сложности со здоровьем
Примерно каждый четвертый опрошенный сказал, что не может завести ребенка из-за проблем с зачатием, препятствий на пути к получению услуг по лечению бесплодия и ведению беременности или в целом слабого здоровья.
Лечить бесплодие трудно и дорого. Если в течение года регулярной половой жизни пара не может зачать ребенка, врачи диагностируют бесплодие. По оценкам ЮНФПА, каждый пятый человек на планете столкнется с этим состоянием в течение жизни, а 40% людей с первичным и вторичным бесплодием не смогут завести ребенка.
Бесплодие возникает как у мужчин, так и у женщин. Но из-за того, что мужское бесплодие изучено гораздо меньше, в странах со средним и низким уровнем дохода именно женщин часто обвиняют в том, что они не могут забеременеть. В итоге женщины попадают в замкнутый круг: безуспешные попытки зачатия приводят к обвинениям, чувство вины ухудшает психологическое состояние и даже на фоне успешного лечения может возникнуть психогенное бесплодие .
Проблематично получить качественную помощь акушеров и гинекологов — с этим сталкивается каждый пятый человек. Все из-за нехватки персонала и оборудования. Причем так — по всему миру.
В странах со средним уровнем рождаемости часто не хватает врачей и страдает уход за матерями. А в странах, где рождаемость низкая, роддома закрываются и врачи теряют опыт ведения пациенток с осложненной беременностью. Поэтому женщинам все чаще приходится ездить в другие регионы — и наблюдаться, и рожать.
В некоторых странах на низкое качество медуслуг накладывается государственная политика по повышению рождаемости. Из-за этого женщины чаще сталкиваются с акушерским насилием, медицинскими процедурами, которые врачи проводят без согласия пациентки, психологическим давлением при отказе от грудного вскармливания. Все это опыт, из-за которого женщина может не захотеть заводить больше одного ребенка.
К негативным факторам специалисты ЮНФПА также относят давление со стороны врачей в случае незапланированной беременности. Они считают, что, если женщина решается сохранить ребенка «потому, что доктор настоял», это повышает риск послеродовой депрессии и снижает вероятность повторной беременности.
Хронические заболевания снижают фертильность. Общее состояние здоровья влияет на желание завести детей как напрямую, так и опосредованно.
Ряд болезней, например сахарный диабет и гипертония, напрямую снижают фертильность — из-за этого паре бывает сложнее завести ребенка. Но даже при успешном зачатии из-за хронических заболеваний увеличивается риск осложнений во время беременности и родов — не все готовы на это пойти.
Другие болезни, например аутоиммунные, могут прямо не влиять на зачатие, но истощают физически и психологически. Из-за этого человек понимает, что у него не хватит сил ухаживать за ребенком.
Нестабильность политической обстановки, социальные потрясения и экологические угрозы усиливают сомнения в том, стоит ли планировать рождение ребенка. ЮНФПА выделил это как самостоятельный фактор, который серьезно влияет на рождаемость.
Каждый пятый респондент ответил, что войны, пандемия и изменение климата уже стали причиной, из-за которой они завели меньше детей, чем планировали. Люди переживают, что жизнь их потомков может оказаться непредсказуемой и небезопасной. Некоторые считают, что обрекать детей на существование в таком мире безответственно.
В частности, пандемия коронавирусной инфекции показала, насколько тяжело растить детей. 48% родителей из США сказали, что их жизнь во время карантина была невыносимой. Тогда как люди без детей так же тяжело переносили пандемию только в 26% случаев. После пандемии желание завести детей у многих снизилось.
Изменение личных взглядов
Чаще всего люди детородного возраста хотели бы завести двоих детей. Но 45% не уверены, что в итоге смогут достичь своего идеального размера семьи. Еще 11% думают, что у них точно будет меньше детей, чем они желают. Помимо экономической нестабильности, трудностей со здоровьем и неуверенности в будущем специалисты ЮНФПА видят в этом две причины.
С возрастом желание завести первого или последующего ребенка снижается. Примерно 13% респондентов хотят завести меньше детей, чем планировали, или планируют совсем отказаться от родительства. Оснований несколько:
- выбор в пользу карьеры или более свободного образа жизни;
- нежелание терять определенный уровень комфорта, которого удалось достичь;
- осознание того, насколько это ответственно — воспитывать ребенка. Обычно оно приходит с возрастом, поэтому решиться на роль родителя становится сложнее.
Люди меняют свои планы из-за гендерного неравенства и других причин. Женщины могут строить одни прогнозы относительно желаемого количества детей, но после вступления в брак все может измениться.
По данным ЮНФПА, в 69 странах со средним и низким уровнем дохода 11% женщин не могут принимать самостоятельные решения относительно контрацепции, 25% — относительно своего здоровья, а 24% не вправе отказать партнеру в интимной связи. В этих ситуациях женщины вынуждены подстраивать планы под желания партнера и иметь больше или меньше детей, чем они хотели бы.
В странах с высоким доходом взгляды чаще приходится корректировать мужчинам: они нередко хотят больше детей, чем женщины. Но если партнерша строит карьеру, а мужчина не готов равноправно делить уход, они заводят меньше детей, чем планировали. Семьи, в которых забота делится поровну, чаще заводят столько детей, сколько хотелось.
Во многих странах демографический кризис подпитывает и недостаток поддержки в семье и обществе. Вот какие проблемы выделяют специалисты.
Трудно найти подходящую пару. Эту причину как основную выбрали 14% опрошенных мужчин и женщин. Они откладывают или совсем отказываются от планов завести ребенка, потому что не могут найти себе партнера. Это особенно распространено в обществах, где одиночество воспринимается как социальная стигма, например в Китае.
Партнер не помогает ухаживать за ребенком. Более 10% респондентов не хотят заводить детей, потому что их спутник не помогает с домашними обязанностями. Женщины в два раза чаще выбирали этот вариант ответа, чем мужчины.
Интересно, что респонденты в возрасте до 40 лет чаще видели проблему неравенства в уходе за детьми, чем люди старше 40 лет: 12 против 9%. Эксперты считают, что это говорит о смене ожиданий от поколения к поколению и поможет в будущем преодолеть гендерное неравенство в воспитании детей.
Политика принуждения дает обратный эффект. Репродуктивное принуждение — это все, что мешает человеку самостоятельно принимать решения относительно своего репродуктивного здоровья. Политика принуждения часто дает обратный эффект: мужчины и женщины стремятся утвердить свою репродуктивную автономию.
В странах, где аборты запрещены или недоступны, женщины вынуждены прибегать к криминальным абортам, несмотря на то что иногда это приводит к бесплодию или даже смерти. Сегодня число криминальных абортов составляет 45% от всех в мире. Это одна из основных причин материнской смертности.
Другая реакция на репродуктивное давление — отказ от деторождения. Так, в США и Корее возникают молодежные движения, которые выступают за отказ от создания семьи и прибегают к добровольной стерилизации.