31 марта - трагическая дата в истории Азерабайджана
4235
Российский историк: «Ответственность за геноцид азербайджанцев в 1918 году всецело лежит на дашнаках и большевиках»
«Поэтому память о жертвах геноцида 1918 года будет болью одного азербайджанского народа»
Сегодня исполняется 98 лет со дня геноцида, совершенного против азербайджанцев армянскими дашнаками совместно с большевиками. Ночью 30 марта 1918 года в результате учиненного армянами геноцида в Баку были зверски убиты около 20 тысяч мирных азербайджанцев, в том числе женщин, детей и стариков.
С 30 марта по 2 апреля армянские большевистские отряды под руководством Степана Шаумяна убили в Баку тысячи людей, сожгли многие места поклонения, конфисковали имущество населения Баку на сумму 400 млн. манатов. Во время массовой резни армяне подвергли артиллерийскому обстрелу самую большую в Баку мечеть «Тезепир», сожгли здание «Исмаилийе», которое считалось одной из сокровищниц мировой архитектуры.
Геноцид против азербайджанцев армяне учинили не только в Баку. 31 марта в 53 селах Шамахинского уезда армянские дашнаки убили 8027 азербайджанцев, в том числе, 2560 женщин и 1277 детей. В 162 селах Губы были убиты более 16 тыс. невинных азербайджанцев. Армянские дашнаки сожгли тысячи сел в Лянкяране, Мугане и Нагорном Карабахе, зверски убили десятки тысяч людей.
Чрезвычайная следственная комиссия, созданная Азербайджанской Демократической Республикой 15 июля 1918 года, собрала в связи с массовыми убийствами множество документов и представила их правительству. В 1919 году парламент Азербайджана принял решение отмечать 31 Марта как день Геноцида азербайджанцев. Хоть в советское время и была проведена попытка стереть из памяти народа эти события, но после обретения Азербайджаном независимости на основе исторических документов были проведены многочисленные исследования и изданы книги в связи с трагическими событиями 31 марта 1918 года.
26 марта 1998 года экс-президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ «О геноциде азербайджанцев». С того времени 31 Марта ежегодно отмечается как День геноцида азербайджанцев.
Свою оценку историческую, политическую оценку геноциду азербайджанцев 1918 года дал в интервью Vesti.Az известный российский историк и политический аналитик Олег Кузнецов.
- Как Вы оцениваете события 1918 года с исторической и политической точки зрения?
- В Азербайджане трагические события весны 1918 года на официальном уровне уже получили юридическую оценку, спорить с которой для меня нет ни малейшего смысла. Хотя лично у меня вызывает сомнение правомерность применения правовых дефиниций сегодняшнего дня к событиям вековой давности, когда о таких смысловых категориях не существовало никакого преставления. Однако политическое руководство и народ Азербайджана сформулировали свою политическую и нравственную волю на этот счёт, а поэтому применительно к реалиям вашей страны её следует воспринимать как данность.
Благодаря поистине титаническим усилиям Солмаз Алиевны Рустамовой-Тахиди и поддержке ее инициатив со стороны руководства страны в сфере исторической науки представления о трагических событиях тех дней в контексте научного знания переросли из плоскости нарративных представлений в плоскость документально подтвержденного научного знания. Сегодня мы с абсолютной уверенностью можем говорить о том, что массовые убийства азербайджанце в начале 1918 года носили организованный характер и представляли собой часть политики по подчинению средствами революционного или националистического террора местного мусульманского населения власти партии большевиков и союзничавших с ними дашнаков. Безусловно, в истории Азербайджана ХХ столетия эти преступления против человечности составили самую мрачную, кровавую и полную ужаса бессилия страницу, которая надолго определит доминанты национального самосознания вашего народа.
Политическую оценку событиям тех дней я не имею права давать, поскольку это дело является прерогативой гражданского общества и властей Азербайджана. Я вряд ли смогу осознать и прочувствовать глубину трагедии тех дней, ответственность за которую всецело лежит на дашнаках и большевиках.
Благодаря Солмаз-ханум Рустамовой-Тохиди я прекрасно знаком с комплексом документов Чрезвычайной Следственной комиссии Азербайджанской демократической республики, тем более что все они были составлены русскими по своей этнической принадлежности следователями и на русском языке.
Сам факт того, что эти документы оказались обнародованы, свидетельствует сам по себе о том, что азербайджанское государство и общество намерены воспринимать события весны 1918 года как доминанту формирования национального самосознания. Это дает уверенность в том, что преступления тех дней не будут забыты, а память о них будет донесена до все новых поколений азербайджанцев.
Не мне рассуждать о том, что должны делать азербайджанцы с этой памятью, поскольку я не являюсь гражданином вашей страны. Вместе с тем я прекрасно вижу, что эта историческая память крайне важна для самых широких социальных слоев азербайджанцев. Она не иссякает и передается из поколения в поколение. А если это так, то вопрос о политической оценке событий геноцида азербайджанцев сторонним человеком отпадает сам собой. Раз эта память нужна азербайджанцам, - она должна быть и продолжать существовать, передаваясь из поколения в поколение.
- Почему факт геноцида азербайджанцев не находит должной оценки в мире?
- На мой взгляд, это самый легкий вопрос, ответ на который может быть дан легко и без всякого политического контекста. Абсолютно все войны начала ХХ столетия, так или иначе, характеризовались варварским отношением к мирному местному населению на театре военных действий.
Будут ли это признавать иные историки или нет в силу своей политической или идеологической ангажированности, но все войны первой четверти прошлого века были колониальными, но велись не ради захвата рабочей силы, как это было в XIX столетии, а исключительно ради захвата территорий и находящихся на них природных ресурсов.
Начало этой череде вооруженных конфликтов положила Великобритания, начав войну в Южной Африке против двух республик, созданных государства вашей страны европейскими колонизаторами - Трансвааля и Оранжевой, более известная по "Википедии" как англо-бурская война 1899-1902 гг., во время которой артиллерийским огнем британцев и в результате содержания в концентрационных лагерях было физически истреблено до 40 % местного белого населения, не говоря уже о десятках тысяч коренных африканцев.
Ни потомки голландцев - африкаанеры, ни сами негры английскими колонизаторами за людей не считались. Их массово убивали с использованием методов геноцида, о существовании такого состава преступления мир еще не знал.
Вторым вооруженным конфликтом, массово сопровождавшимся "этническими чистками" и иными преступлениями геноцида стали 1-я и 2-я Балканские войны 1912-1913 гг., в ходе первой из которых на территории нынешней Македонии было полностью истреблено турецкое население, а во время второй - болгарское. Преступления геноцида во время этих вооруженных конфликтов сначала совершали болгары и сербы против турок, а затем - сербы и румыны против болгар. В 1913 году по инициативе института Карнеги была создана Международная Следственная группа по расследованию военных преступлений во время этих двух войн, которая завершила свою работу в мае-июне 1914 года, оставив после себя богатый фактическим содержанием отчет, изданный в Париже на французском языке, который в то время был языком дипломатии.
С началом Первой Мировой войны так называемый "балканский опыт" стал активно использоваться всеми воюющими странами. Уже в августе 1914 года Германия заключили в концентрационные лагеря все французское население Эльзаса и Лотарингии, собственных подданных, только за их возможные симпатии Франции или Бельгии. В России из западных губерний в Поволжье и в Сибирь стали массово выселяться этнические немцы, являвшиеся российскими подданными. В ответ на мятеж армян 1915 года в Османской империи была проведена масштабная военно-полицейская операция против представителей этого народа, результатом которой стала их депортация в пустынные местности страны, сопровождавшаяся массовыми расстрелами сопротивлявшихся и даже мирно протестующих.
Я все это столь пространно описываю только потому, чтобы показать, что репрессии в отношении мирного населения, проживавшего на театре военных действий, в начале ХХ века было повсеместным и обыденным явлением, которые не вызывало, как это случается сегодня, эмоционального и интеллектуального шока. Поэтому когда большевики и армяне захватили власть в Баку в 1918 году, массовое убийство элиты местного мусульманского населения для них не являлось чем-то необычным и из ряда вон выходящим. Такой была устоявшаяся практика войны, привычная для людей с оружием, которые воспринимали массовые убийства людей другой национальности или вероисповедания как средство для освобождения под себя жизненного пространства, либо как форму обеспечения безопасности тыла действующей армии.
Еще раз повторюсь - для начала ХХ века практика массовых убийство мирного населения по этническому или религиозному признаку во всех воюющих странах была устоявшейся нормой, а поэтому сегодня никто в мире столь эмоционально к событиям тех дней не относится. Тогда шла война за изменение системы мирового господства, и о судьбе простых людей никто не задумывался. Поэтому никто никому не сострадает.
- Как добиться справедливого наказания Армении за совершенный в отношении Азербайджана геноцид?
- Я не думаю, что это возможно сделать в принципе, хотя бы потому, что дашнакская Республика Армении на тот момент времени физически не существовала, она на карте мира появилась с подачи Османской империи лишь в июне 1914 года, а массовые убийства азербайджанцев произошли несколько раньше.
С формально-правовой точки зрения сделать это невозможно. Морального осуждения преступлений того времени на международном уровне у Азербайджана добиться также вряд ли получится. Что это случилось, Германия должна признать свои преступления против французов, Сербия, Румыния и Греция - против турок и болгар, Болгария - против турок и македонцев, Турция - против армян, греков, болгар, итальянцев. Сами понимаете, этого никогда не случится.
Поэтому память о жертвах геноцида 1918 года будет болью одного азербайджанского народа. Память о кровавых событиях того ужасного для всего человечества времени должна сохраняться в наших умах и сердцах, но не должна превращаться в инструмент геополитики.
Современный миропорядок стоит на костях и крови жертв эпохи Первой Мировой войны, хотя всех нас пытаются убедить в существовании какого-то прогресса на этот счет. Однако в реальности никакого прогресса нет, а корни всех нынешних региональных конфликтов уходят именно в то время, нагорно-карабахского - в том числе.