Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Монетное дело Карабахского ханства - ФОТО

3726

После смерти Надира, основателя тюркской династии Афшаридов, процесс разложения их государства и возникновения во второй половине XVIII в. в Азербайджане и Иране самостоятельных феодальных государственных образований - ханств (ханство представляло собой миниатюру шахской власти) усилился. Одним из мощных среди них было Карабахское ханство. Оказав достойное сопротивление соперничавшим с ним другим азербайджанским ханствам, оно устояло на некоторое время даже против грозного противника Ага Мухаммед-хана Каджара, нашедшего здесь свою погибель (могущество ханства одно время настолько возросло, что дворцовая знать, согласно Ахмед-беку Джаванширу, предлагала сыну Панах-хана, основателю ханства, Ибрагим-хану объявить себя шахом).

Монетное дело Карабахского ханства занимает особое место в азербайджанской нумизматике. Дело не только в том, что в этом ханстве, вернее, в его столице, построенной Панах-ханом (1748-1758/9) городе-крепости, названной в честь основателя Панахабадом, чеканилась оригинальная серебряная монета, известная в нумизматической литературе как "панабади" (от "панахабади" - панахабадская). Это был уникальный случай в истории монетного дела Азербайджана, когда локальная монета стала называться именем города-эмитента.

Когда началась чеканка этих монет, точно неизвестно. Автор хроники "О политическом состоянии Карабахского ханства в 1745-1805 годах" Ахмедбек Джаваншир связывает это событие с завершением строительства города в 1754 г. Отмечая эту дату как время построения Панахабада, Ахмед бек, очевидно, имел ввиду 1100 год хиджры, который по григорианскому летоисчислению соответствует 1756/7 году, на который ссылаются и другие хронисты времени (Адигезал-бек, Ахмед-бек и др., по другим же данным город был построен еще в 1751 г.). Дошедшие ранние экземпляры панабади датируются 1201-1787. Судя по ним же, выпуск их продолжался до 1237-1822, до ликвидации ханства.

На лицевой стороне панабади помещено несколько искаженное двустишие на фарси: "Именем Сахиб аз-Замана ("Повелителя Времени"-12-го шиитского имама Мухаммада Махди) золото и серебро подобно солнцу и луне превратились в монету". На оборотной стороне, в центре, в бутаобразном картуше - место чекана: "зарб-и Панахабад" - чекан Панабахада, над картушем - призыв: "О, Аллах!", под картушем - дата чекана 1201-1787. Как видим, панабади чеканились, как и все денежные единицы огромного региона, лишенного после падения Афшаридов наследственной шахской власти, анонимно, без упоминания имени эпонима.

Оригинальность этой новой, несколько продолговатой денежной единицы заключалась еще в том, что установленный для нее указной вес резко отличался от весового стандарта общеизвестной денежной единицы "аббаси", служившей со времени ее введения при сефевидском шахе Аббасе I (1587-1629) основной единицей денежно-монетных систем Азербайджана и Ирана. Номинальная стоимость аббаси равнялась 200 медным динарам, но его вес со временем сильно деградировал и к рассматриваемому времени - середине XVIII века составлял 2,6 - 3,0 г. Средний же вес хранящихся ныне в Нумизматическом фонде отдела нумизматики и эпиграфики Национального музея Истории Азербайджана Национальной академии наук Азербайджана 23 экземпляров панабади составляет 5,2 г, что соответствует примерно 28 нохудам или 7 дангам, составляющим 5,46 г. Нетрудно заметить, что вес панабади вдвое превышал вес аббаси. В этой связи немалый интерес представляет вопрос об установлении номинальной стоимости панабади. Согласно тому же Ахмед беку Джаванширу, панабади равнялся (в паритетном отношении) российской серебряной монете в 15 копеек весом ок. 5,0 г. Если учесть при этом почти идентичный совокупный вес двух аббаси с суммарной номинальной стоимостью 2 х 200 = 400 медных динаров, то номинальная стоимость панабади с несколько завышенным весом (5,46 г) должна была быть несколько выше, чем 400 динаров.

Не располагая письменными данными, априорно можно предположить, что она могла быть в два с лишним раза больше, чем номинальная стоимость двух аббаси и равняться округленно 500 медным динарам. Возможно так же, что при введении панабади не обошлось без применения принудительно завышенного курса, как это обычно практиковалось средневековыми государствами при выпуске новых денежных единиц или изменении старых денежно-монетных систем.

Как бы там ни было, денежная реформа Панах-хана не только отличалась своеобразием и самобытностью, одновременно она символизировала, помимо престижных намерений ее зачинщика, укрепившийся социально-экономический потенциал Карабахского ханства.

В этой связи обращает на себя внимание приведенное автором "Карабахнаме" Мирзой Адигезал-беком известное крылатое изречение другого выдающегося военно-политического деятеля средневекового Азербайджана, Гаджи Челеби-хана Шекинского (1743-1755), высказанное им после поражения, нанесенного ему Панах-ханом: "Панах-хан до сих пор представлял собою монету без чекана. Мы пришли, отчеканили ее и вернулись" (это высказывание передается другими авторами в различных вариантах: "Панах-хан был всего лишь ханом. Мы пришли, сразились с ним и ничего не добились. Теперь возвращаемся, сделав его шахом" (Мирза Джамал Джаваншир); и "Панахали объявил себя ханом, а я своим поражением подтвердил его ханство" (Ахмед-бек Джаваншир). Помимо панабади, в Панахабаде чеканились такие же продолговатые медные монеты с легендами на лицевой стороне - "О, Сахиб аз-Заман", на обороте - "зарб-и-Панахабад". Судя по находкам, на территории Карабахского ханства обращались также серебряные монеты - аббаси соседних ханств (Гянджинского, Ширванского и др.).

После образования новой тюркской династии Фатали-шахом (1211-1250) в Южном Азербайджане, в Иране - государства Каджаров Карабахское ханство, как и некоторые североазербайджанские ханства - Гянджинское, Шекинское оказались в сфере влияния этого государства и, естественно, на его территории обращались и серебряные монеты Каджаров. Касаясь этого вопроса, хронист Адигезал-бек пишет о выпуске в Панахабаде от имени Фатали-шаха серебряных монет под названием "сахибкран", равных 30 российским серебряным копейкам. Подобные монеты весом около 7 г и номинальной стоимостью 1000 медных динаров, чеканились также в Гяндже и Шеки и обращались наравне с местными монетами.

Монеты Карабахского ханства являются ценными памятниками не только Карабахского ханства, но и Азербайджана в целом. Трудно переоценить значение этих металлических реликвий азербайджанской нумизматики, когда в наше время воинствующий армянский шовинизм с молчаливого согласия сильных мира сего стал претендовать на эту исконно азербайджанскую землю под названием Даглыг Гарабаг (я не понимаю, почему мы позволяем иностранцам употреблять эту географическую частицу Азербайджана в переводе на русский "Нагорный Карабах". Вспомним рецидив с названиями Таллин - Таллинн, Тифлис - Тбилиси).

В общем и целом, высокопробные и тяжеловесные панахабади оставили глубокие следы в истории азербайджанской нумизматики как неоспоримые свидетельства зарождающейся политической и экономической базы государственности Азербайджана в период Карабахского ханства. Вместе тем, эти монеты подтверждают роль и место Панах-хана, который в трудных условиях политической раздробленности и раздирающей страну междоусобицы сумел создать это мощное и обширное государство, чьи границы в пору его расцвета простирались далеко за пределы территории, которую многие привычно именуют "Нагорным Карабахом".

Али Раджабли, доктор исторических наук

Поделитесь новостью

Если вам понравилась эта новость, не забудьте поделиться ею с друзьями