Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

О проблемах с отцовством после ЭКО-комментирует адвокат

411
Мужчины через много лет узнавали, что воспитывали и растили чужих детей, справедливость в таких случаях обманутым супругам приходится устанавливать через суд.Они  сами того не зная, нередко становились отцами биологически чужих им детей, родившихся в результате процедуры искусственного оплодотворения. Эти факты получали огласку только спустя несколько лет. За последнее время азербайджанским судам пришлось иметь дело с несколькими подобными случаями.О проблеме с отцовством после ЭКО в материале ,опубликованном недавно Sputnik Азербайджан.

Поддельная подпись

В 2015 году Вюсал и Кямаля (имена изменены - ред.) официально вступили в брак. После нескольких неудачных попыток завести детей пара в 2017 году решила обратиться в одну из бакинских клиник, с которой заключила договор о проведении процедуры искусственного оплодотворения. Врач посоветовал мужчине воспользоваться донорским материалом или самому пройти операцию для получения у него сперматозоидов. Истец согласился на операцию, говорится в материалах дела.
После ЭКО у пары родились две девочки, которых назвали Хадиджа и Зейнаб. Спустя два года после рождения детей у Вюсала возникли подозрения, что он воспитывает не своих детей. Мужчина заявил, что при процедуре ЭКО, в результате сговора его супруги с врачом, использовался донорский материал. В данной связи Вюсал обратился в Агдамский районный суд с требованием установить отцовство детей, и если оно не будет подтверждено, то исключить его из графы "отец" в свидетельствах о рождении. Кроме того, мужчина потребовал признать договор с клиникой недействительным и возместить ему 40 тыс. манатов, потраченных на процедуру, а также 500 тыс. манатов за моральный ущерб.
В свою очередь, Кямаля утверждала, что супруг знал, что не является биологическим отцом детей, о чем свидетельствует соглашение, подписанное мужчиной в клинике.
Суд не удовлетворил иск Вюсала, однако тот обратился в Апелляционный суд. В ходе разбирательств было установлено, что подпись в соглашении является фальшивой. А вот требование о возмещении материального и морального ущербов было отклонено за отсутствием обоснований.
Впоследствии Верховным судом была рассмотрена кассационная жалоба истца, и дело передали на повторное рассмотрение в Апелляционный суд. В итоге суд постановил возместить обманутому мужу материальный ущерб в размере 5 тыс. манатов.

Гордость семьи

Надо сказать, что это не единственное подобное дело.
Гражданский иск об спаривании отцовства рассматривался в Насиминском районном суде. В качестве истца и ответчика выступали муж и жена, состоявшие в браке с 2008 года. В 2010 году в результате процедуры ЭКО у них родился сын. Решать вопросы отцовства они начали только в 2019 году, когда решили подать на развод. Впоследствии суд установил, что мужчину обманули - его не информировали об оплодотворении с использованием донорской клетки.
 

"Из обстоятельств дела усматривается, что истец не дал согласия и не имел общего представления о процедуре искусственного оплодотворения. На протяжении многих лет он считал рожденного ребенка своим, заботился о нем, воспитывал его как родного, и гордился этим", - отмечалось в материалах дела.

Мужчина требовал возместить ему материальный ущерб - деньги, которые он за все эти годы потратил на ребенка. В конечном счете суд определил компенсацию в размере немногим более 5 тыс. манатов.

Все тайное становится явным

В марте 2021 года Верховный суд рассмотрел еще одно аналогичное дело. В результате искусственного оплодотворения в семье родилась двойня. Пара подала на развод после семи лет совместной жизни. Во время очередной семейной ссоры жена заявила мужу, что он вовсе не отец детей. Собрав вещи, женщина ушла в дом отца, но при этом потребовала бывшего супруга платить алименты.
В заявлении в суд мужчина указал, что врач, приехавший из Турции, предложил его жене воспользоваться донорским материалом, на что она согласилась. Но вот супругу об этом не сообщили.
По итогам рассмотрения дела суд постановил, что, поскольку нет доказательств отсутствия его согласия на процедуру ЭКО с использованием донорского материала, истец должен продолжать выплачивать алименты.

Ищите женщину!... Или врача

Адвокат Акрам Гасанов, комментируя Sputnik Азербайджан подобные иски, отметил, что с правовой точки зрения азербайджанские законы признают экстракорпоральное оплодотворение. Если супруг бесплоден, яйцеклетку можно оплодотворить сперматозоидом донора. Но в этом случае муж должен дать согласие.
 

"Супруги приходят в клинику с намерением, чтобы ребенок был их, но медики выявляют бесплодие партнера. В таких случаях, и судебные процессы подтверждают это, женщине сообщают о бесплодии мужа. Тогда она входит в сговор с клиникой для использования чужого биоматериала. Женщине главное иметь ребенка и мужа-кормильца. Супруг ведь может не согласиться на то, чтобы она забеременела от другого", - отметил адвокат.

Формально преступление совершает клиника, однако во всех случаях главным фигурантом остается женщина, с согласия которой все происходит. Как правило, клиника остается в стороне. Собеседник уверен, что в стране очень слабый контроль в этой сфере.
Рассмотрение подобных дел тянется годами. Поэтому адвокат посоветовал мужчинам, участвовавшим в процедуре ЭКО, сразу после рождения детей пройти тест на отцовство и желательно в нескольких местах, чтобы быть абсолютно уверенными в результатах.
 
"В этих случаях жалко мужчин - их чувств, денег, которые они потратили на операцию, процедуру, на содержание детей и выплату алиментов", - сказал адвокат.
 
Поделитесь новостью

Если вам понравилась эта новость, не забудьте поделиться ею с друзьями