Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

СВЯЩЕННЫЕ ОГНИ АБШЕРОНА

717

 В Азербайджане внесены изменения в "Список недвижимых памятников истории и культуры местного значения".

 Соответствующее решение подписал премьер-министр Али Асадов.

Согласно документу, в раздел "Архитектурные памятники" "Списка недвижимых памятников истории и культуры местного значения" добавлены Государственный историко-культурный и природный заповедник "Янардаг" и святилище Алидашы в селе Мухаммедли, относящееся к XVII-XVIII векам.

 

Азербайджан богат экскурсионными программами. Это и знаменитые «Шелковый» и «Икорный путь», это и поездки по старинным городам, бывших в свое время центрами ханств и государств, это и многочисленные экскурсии по Абшеронскому полуострову… На Абшероне есть что посмотреть! Это и такие следы древнейшей цивилизации, существовавшей десять тысяч лет назад, как Гобустан, следы великой Римской Империи –скала-останец Центуриона. Но более всего Абшерон знаменит следами самой древней из мировых религий – огнепоклонничества. Этих памятников много, их охотно демонстрируют туристам, однако они, как правило, редко когда показываются в четкой логически выверенной экскурсии, которая давала бы полное представление о религии огнепоклонников. 

В Азербайджане много мест, где из-под земли тысячелетиями выходит горючий газ. Но особенно их много на Абшероне. «Виной» тому геологические процессы Апшеронского полуострова, породившие природный газ и газоконденсат, Кирмакинскую нефтяную долину и горючие сланцы, которыми Азербайджан раза в три-четыре богаче, чем, например, Эстония, которую называют самой богатой по этим полезным ископаемым. И один из таких эффектных и известных туробъектов – Янардаг.  

«Янардаг» в переводе – «Горящая гора». Наши предки, не зная, как объяснить многочисленные возгорания природного газа, возникновение беспричинного, на их взгляд, огня, обожествляли это явление. Огонь – не что иное, как плазма, четвертое состояние вещества в дополнение к жидкому, твердому и газообразному. У человека, наблюдающего длительное время за четвертым состоянием вещества, в коре головного мозга создаются некие галлюциногенные процессы, что так же сыграло определенную роль в формировании этих верований. В принципе, на планете огнепоклонниками были не только жители Абшерона. Огнепоклонниками были и древние славяне, и древние насельники Скандинавии, и жители Огненной Земли, и сикхи и шиваиты в Индии… Но, видимо, священные огни Абшерона были самыми впечатляющими и самыми обильными, раз именно здесь и зародилась одна из древнейших мировых религий – зороастризм. Считается даже, что пророк зороастрийцев – Зороастр (Заратустра) – родом именно из этих мест. Зороастр строил свою философию на идее вечной борьбы двух начал: добра и зла, у его учения были четкие правила и каноны, и именно поэтому можно смело говорить о зороастризме как о древнейшей в истории человечества систематизированной и четко организованной религии. Религия эта в древности была весьма широко распространена: она охватывала практически весь Ближний и Средний Восток.

На Янардаге в любую погоду, в любое время года неугасимо горит пламя, рвущееся прямо из почвы. Его нельзя ни засыпать землей, ни залить водой… Неудивительно, что такое ошеломляющее природное явление так сильно поразило наших предков. Удивительно другое: Янардаг – вовсе не гора, правильнее было бы назвать это место не горящей горой, а горящим оврагом. Откуда же взялось это нелогичное название – «Горящая гора»?

Эта загадка долгое время мучила ученых. Были изучены старинные летописи, не по одному разу расспрошены старейшие местные жители, был даже внимательно рассмотрен герб Азербайджана – три пламени, три огня. И выяснилась поразительная вещь: то, что мы видим сейчас – действительно не Янардаг! Янардаг – сразу за спиной у любующихся негасимым пламенем туристов, за шоссе. Это три высоких холма, на которых в незапамятные времена горели огни, те самые три священных огня, попавших в итоге на герб страны. Эти три горящие точки на средней части Апшерона было прекрасно видно с моря, с северной части полуострова. Именно оттуда в основной своей массе шли суда, в том числе и Афанасия Никитина; там, на севере, а вовсе не на месте современного Баку был основной порт, Бакинская бухта геологически начала образовываться довольно поздно, в конце XIII века н.э. С севера был прекрасно виден и остров Пираллахы, где в давние времена был главный храм священного огня.

Вот так современное место выхода горючего природного газа и получило название «Янардаг». Открыто оно было лишь в 1974 году. Существует мнение, что если подрыть экскаватором основания старых трех холмов и выйти на синклиналь, что под горой, то там снова загорятся три священных огня Апшерона.

Зороастризм как четко организованное направление огнепоклонничества долгое время был главенствующим в Азербайджане. Об этом говорят древние арабские, персидские и турецкие источники. Самое раннее упоминание об огнепоклонниках Апшерона встречается у византийского автора V века Приска Панийского.

Не менее интересным историко-архитектурным памятником на Абшероне является сооружение в поселке Рамана. Башню, обнесенную мощной крепостной стеной, многие источники называют сторожевой или оборонительной. Это так… и не так. Да, на протяжении своего существования (построена в XIII-XIV веках н.э.) башня выполняла различные функции: была сторожевым объектом, феодалы во время многочисленных междоусобных столкновений прятали там свои семьи (как это было принято по всему Кавказу), но назвать ее чисто оборонительным сооружением нельзя. Во-первых, крепостные стены в некоторых местах подступают к башне не более чем на один метр. Взобравшись на стену, с такого расстояния попасть в башню – дело пяти минут. Во-вторых, ни в самой башне, ни в крепостных стенах нет узких бойниц или чего-либо подобного. В башне существует лишь пять окон, по одному на каждом из пяти этажей (не считая первого), которые маленькие и квадратные, служившие лишь для освещения. В-третьих, верх крепостной стены украшают мерлоны, зубцы на стенах, которые не только не придают дополнительной защиты стенам, но и повышают риск захвата башни – ведь за них при осаде так легко зацепиться крючьями или «кошками». Оборонительные стены сверху обязательно должны быть ровными (как это было с Бакинской крепостью до реставрации). Мерлоны же несут на себе лишь чисто эстетическую функцию (как и машикули, которыми обильно украшены периметры и стен, и башни).

Так что же такое башня в Романа в изначальной своей сути? Построена она была (как и многие другие башни Апшерона) не только на стратегически важном месте, но, прежде всего, на древнем священном месте огнепоклонничества, на месте выхода природного газа. Есть версия, что эта башня – не что иное, как башенный храм священного огня. Эта версия отвечает на все выше заданные вопросы: во-первых, близкое расположение стен к башне не смущало строителей – они ни от чего не защищали и несли на себе скорее символическую функцию ограды. Их расположение обуславливалось рельефом скалы: ведь под ними нет фундамента, они стоят на скале и не падают за счет собственного веса. Во-вторых, наличие бойниц в башне-храме не имело смысла – от кого оборонять Храм? Небольшие отверстия между машикулями служили, скорее, для слива дождевых вод. Они такие маленькие и узкие, что через них очень неудобно стрелять даже из винтовки, не то что из лука или арбалета. В-третьих, наличие вредных для обороны мерлонов – не просто украшение, но и символ… огня! Дело в том, что в зороастрийской архитектуре – каноны которой неизбежно повлияли на внешний вид башни в Рамана – мерлоны неизбежно присутствовали именно как символ огня, как стилизованные языки пламени. Любопытно, что такие мерлоны можно встретить в очень многих местах Баку и на многих сооружениях, включая жилые дома, бани и даже мечети, как, например, в Ичери-Шехер на мечети ХI века Мехаммеда Абубекра (Сыных Гала). Их наличие говорит о том, что при строительстве использовались или зороастрийские каноны, или эти постройки стоят на древних священных местах, на древних капищах огнепоклонников.  

Может возникнуть вопрос – какой такой зороастризм в XIV веке, когда в стране уже вовсю господствует ислам? Ответ простой: дело в том, что в Азербайджане, стране, в которой изначально мирно уживались (и уживаются) многочисленные религии, отголоски и традиции зороастризма существовали очень долго. Даже Новруз Байрамы несет на себе эти отголоски в виде праздничных костров. Поэтому неудивительно, что башенные храмы, призванные поддерживать священный огонь, строились и в Средневековье. Кстати, огни на этих башнях и могли послужить возникновению версии, что эти башни – сигнальные. Мол, огонь на них горит для того, чтобы кому-то передать какую-то информацию. На самом деле огонь горел либо «самостоятельно» в тех местах, где существовал выход природного газа, либо поддерживался искусственно, там, где таких выходов не было. А башни – коли уж были построены – имели много функций. В тех местах, где не было выхода газа, огонь поддерживался искусственно за счет брикетов выпаренной нефти, ведь с дровами на Апшероне всегда было плохо. Но круглые башни не обладали достаточной устойчивостью. (Как и крепостные стены в Рамана, они стояли не на фундаменте, а на выровненной скале и держались за счет своего веса). Из-за этого башни приходилось делать очень толстыми и массивными, чтобы их не смогло уничтожить землетрясение, или снабжать мощными контрфорсами, как в случае с Девичьей башней. Но это выливалось в лишне затраты, как времени, так и материала, а, значит, и средств. Да и сложно это – строить круглые башни. Поэтому к XIII веку возникает новый канон в архитектуре – квадратные башни. Для придания им дополнительной устойчивости их стали снабжать донжонами по углам. По таким канонам и выстроена башня в Романа. Название поселку, кстати, дали римляне, дошедшие до этих мест. Правда, до середины XIX века поселок назывался «Романы».

Заканчивается экскурсия в Атешгяхе, монастыре индусов из касты сикхов и шиваитов, имевшего и Храм огня. Собственно «Атешгях» и переводится как «Место огня». Во всех источниках Атешгях определяется как храм или монастырь зороастрийцев. Это не совсем верно. Чтобы в этом разобраться, необходимо вдуматься в историю создания Атешгяха…

Когда-то давно на месте этого монастыря было древнее капище зороастрийцев (III-IV века н.э.), называемое «Семиямным капищем». Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам». Местное тюркское население (согласно летописям) называло его «Етти гёзлепир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазное капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны. 

С течением времени и изменением геополитического и религиозного направления в Азербайджане многие зороастрийцы были вынуждены уехать в Индию, чтобы там беспрепятственно проповедовать свою религию. Однако священное место продолжало существовать и местные жители всегда относились к нему с почтением. Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов было выходцами из северных областей Индии – большей частью из Мултана, а так же из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т. д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не «Атешгях» (так его продолжало называть лишь местное население), а «Шридалаваджи». На кельях памятника имеются надписи, вырезанные в камне и исполненные шрифтами индийского письма – даванагари и гумруки.

Жили монахи на денежные пособия купцов, особенно Собра Могундаса, имевшего сальянские рыбные промыслы, и монахи могли спокойно проводить время в созерцании священного огня, усмиряя плоть голодом, цепями весом до 30-ти кг. и лежа на негашеной извести (что приводило к омертвению частей тела), возвышая этим свой дух.  

В XVII веке были построены кельи и храм, в конце XVIII века комплекс дополнился караван-сараем, дополнительными кельями, число которых достигло двадцати шести, и был обнесен стеной (с мерлонами по верху), которая, замкнувшись, образовала неправильный пятиугольник. Центральный храм-алтарь является наиболее поздней постройкой – он сооружен в 1810 году на деньги купца Канчанагара. Часто его называют ротондой, что неправильно, ведь ротонда – круглое или многоугольное сооружение. Правильнее было бы назвать это место «чахартаг», это зороастрийский термин, в переводе с фарси означающий «четыре арки». Этот типично зороастрийский архитектурный элемент – четыре столба, соединенные арками – вошел практически во все архитектурные стили, включая каноны христианских храмов: достаточно посмотреть на православные многоярусные колокольни, составленные из трех-четырех чахартагов.

В силу того, что Атешгях строился жителями окрестных поселений, его внешний вид несет на себе черты местных архитектурных традиций и сочетает в себе элементы древних алтарей священного огня. Над высоким входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахана». Однако неправильно искать корни этого слова в тюркских словах «бала» – «маленькое», и «хана» – «помещение». Происхождение этого термина – из древнего фарси, где «бала» имело значение «высокое». Таким образом «балахана» означает «высокое место», и это – вполне в зороастрийских традициях.

На куполе центрального алтаря долгое время возвышался шест с трезубцем, символом трех великих богов Индии: Шивы, Брахмы и Вишну. Этот шест вкупе с религией сикхов и шиваитов, которая, конечно, относится к огнепоклонничеству, но имеет очень мало общего с зороастризмом, и позволяет думать, что Атешгях задумывался и существовал все-таки как монастырь индуистских течений огнепоклонничества. Без этого шеста Атешгях для непосвященного человека может вполне сойти за монастырь зороастрийцев.

К середине XIX века огонь в Атешгяхе постепенно угасал – виной тому многочисленные землетрясения. Однако монахи думали иначе: они видели в этом кару богов за недостаточное смирение плоти и недобросовестные молитвы. Монахи постепенно уезжали; к 70-м годам XIX века в Атешгяхе остался лишь один монах, да и тот тоже вернулся на родину предков.

Как и всегда сегодня  историко-архитектурный заповедник "Храм Атешгях" занимает особое место среди памятников материальной культуры Азербайджана. Атешгях ,который по мнению был возведен на территории Сураханов во  II-III в.в.нашей эры, реставрировался  несколько раз:  в 30-е годы, в 60-е годы.Самая значительная и  масштабная реставрация  была произведена в соответствии с поручением Президента Ильхама Алиева и завершена  в 2013 г..После реставрации территория заповедника была расширена  с 4.2 тысячи до 15 кв.метров. Храм Огня в сураханах известен далеко за пределами Азербайджана и пользуется большим интересом у фанатов культурного туризма ,приезжающим посмотреть на вечный огонь, вырвавшийся  здесь из под земли с незапамятных времен и неугасший до сих пор.

По материалам международного туристического журнала "Azerbaijan review -Панорама Азербайджана"

 

Поделитесь новостью

Если вам понравилась эта новость, не забудьте поделиться ею с друзьями