Турция получила кредит в 2,4 миллиарда евро для подключения к Зангезурскому коридору

На фоне обсуждений нашумевшего плана администрации президента США Дональда Трампа, связанного с Зангезурским коридором, стало известно, что правительство Турции получило многомиллиардный кредит от международных финансовых структур для подключения к этому маршруту.
Ранее агентство Anadolu сообщало, что в соответствии с подписанным соглашением между Министерством финансов и казначейства Турции и группой кредиторов во главе с японским банком MUFG Bank, Анкаре выделяется 2,4 миллиарда евро на строительство железнодорожной линии до Нахчывана. Кредит будет предоставлен под гарантии Шведского экспортного кредитного агентства EKN, австрийского банка OeKB и Исламской корпорации по страхованию инвестиций и экспортных кредитов при Исламском банке развития. Переговоры о получении кредита велись в рамках участия министра финансов и казначейства Турции Мехмета Шимшека в саммите кредиторов, организованном Исламским банком развития в Лондоне. Согласно достигнутой договоренности, международные кредиторы профинансируют проект строительства железной дороги Карс – Игдыр – Аралык – Дилуджу. Руководить реализацией проекта будет Министерство транспорта и инфраструктуры Турции.
Согласно поддерживаемому Анкарой плану, управление 43-километровым железнодорожным и автомобильным участком, соединяющим Азербайджан с Нахчываном через территорию Армении, должно быть передано американской компании. Премьер-министр Армении Никол Пашинян не исключил варианта, при котором управление коридором будет осуществляться совместной армяно-американской компанией. Позиция же Азербайджана заключается в том, что через Зангезурский коридор должно быть обеспечено беспрепятственное сообщение с Нахчываном.
Региональные эксперты считают, что вероятность реализации плана, предусматривающего передачу Зангезурского коридора под контроль США, невелика. Причина — возможная агрессивная реакция со стороны Ирана и России. В иранских политических кругах считают, что этот план приведет к «изменению геополитического баланса» вдоль северных границ исламской республики.

Хамидреза Азизи, научный сотрудник Германского института международных отношений и безопасности, предупредил, что такой сценарий «лишит Иран естественного сухопутного доступа к Южному Кавказу через Армению», поставив страну в зависимость от маршрута, «контролируемого Азербайджаном или другими международными субъектами». Эксперт назвал этот коридор «последним гвоздем в гроб», шагом к тому, что некоторые наблюдатели называют «геополитическим удушением» Тегерана. В случае, если контроль перейдет к Баку или будет введено международное управление, Иран утратит рычаги влияния на свою северную торговлю. «Иран окажется почти полностью зависим от Азербайджана в торговле не только с Южным Кавказом, но и с Россией и Европой», — отметил Азизи, предупредив о «серьезном ударе по геоэкономическим позициям Ирана». Он добавил, что предлагаемый проект может снизить роль страны в китайской инициативе «Один пояс - один путь», ослабив ее значение как партнера Пекина.
Главная озабоченность Тегерана очевидна: коридор может расширить влияние Турции и обеспечить прямое присутствие США. «Иран опасается, что такой коридор раз и навсегда положит конец любым перспективам участия страны в транспортировке грузов между Востоком и Западом», — подчеркнул Азизи. Маршрут, управляемый США, лишь усиливает эти опасения, поскольку американские интересы окажутся «непосредственно на северной границе Ирана».

Директор ереванского Центра региональных исследований Ричард Киракосян, в свою очередь, считает, что любой внешний контроль над Зангезурским коридором — будь то со стороны США, России или Европы — неприемлем для Баку, так как для Азербайджана он означает гарантированное и беспрепятственное сообщение с Нахчываном. Для Вашингтона этот проект является попыткой воспользоваться редким вакуумом власти в регионе на фоне ослабления позиций России и ухудшения ее отношений как с Баку, так и с Ереваном.
Киракосян выразил скептицизм в отношении плана: «Я не воспринимаю это предложение слишком серьезно... Скептицизм — лучшее слово для описания отношения как Баку, так и Еревана». Он назвал проект «безрассудной сделкой в сфере недвижимости» и усомнился в том, что в Вашингтоне осознают всю сложность ситуации в регионе.
«Речь скорее идет о получении [Нобелевской] премии мира для президента Дональда Трампа... без какой-либо реальной подготовки и с минимальными шансами на реализацию», — заявил он, добавив, что контроль России над железнодорожной сетью Армении и западные санкции также ставят под сомнение осуществимость проекта.
* * * 17:52
Министерство финансов и казначейства Турции подписало соглашение о привлечении «зеленого» финансирования в размере около 2,4 миллиарда евро для реализации проекта железной дороги Карс – Ыгдыр – Аралык – Дилуджу, соединяющего Турцию с Нахчываном. Об этом заявил министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадир Уралоглу, сообщает агентство «Анадолу».

Уралоглу отметил, что выделенное финансирование является проявлением международного доверия к экономической программе Турции. По его словам, Министерство транспорта и инфраструктуры продолжает реализовывать инфраструктурные проекты, которые повысят логистический потенциал Турции и укрепят ее позиции в международной конкуренции.
Финансирование предоставлено консорциумом международных кредиторов во главе с MUFG Bank при участии экспортных кредитных агентств Швеции (EKN) и Австрии (OeKB), а также ряда международных банков и институциональных инвесторов. Гарантии по кредиту обеспечивает Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов (ICIEC), входящая в структуру Исламского банка развития.
Проект реализуется Генеральной дирекцией инфраструктурных инвестиций при Министерстве транспорта и инфраструктуры Турции и направлен на развитие устойчивых транспортных и торговых связей между Турцией и Нахчываном (Азербайджан).
Новая железнодорожная линия протяженностью 224 км от Карса до границы с Азербайджаном призвана усилить доступ производственных центров региона к международным рынкам и способствовать комплексному экономическому развитию.