Уровень Каспия действительно поднимается и к 2020-2030 году он вырастет на 1-1,5 метра
Как известно в переселениях ежегодно участвуют миллионы людей. Данный процесс охватывает все территории, осуществляется между населенными пунктами любого статуса и людности.
Миграция влияет на экономическое, социальное и демографическое развитие страны в целом и ее отдельных районов в частности. Многие проблемы миграции до настоящего времени не решены.
На днях американский журнал National Geographic дал негативный прогноз будущего Азербайджана, если климатические изменения будут продолжаться в том же темпе. По выкладкам журнала, если все льды мира растают, Азербайджан потеряет не менее 2/3 своей территории из-за затопления Каспием, площадь которого вырастет примерно в 2-2,5 раза.
В итоге будет затоплен весь Абшерон, все русло Куры вплоть до Казаха и Агстафы (включая Гянджу), весь низменный Карабах, вся Талышская низменность.
Не меньшие изменения ждут Туркменистан, Казахстан, Россию, где затопление Волжского бассейна дойдет практически до Москвы. Стихия не обойдет Грузию, где будет затоплена вся Колхидская низменность, Румынию, где от страны останется один островок.
По расчетам специалистов National Geographic, таяние льдов повысит уровень моря примерно на 65 метров. Затопленными окажутся обширные прибрежные земли, на которых сегодня проживает более 80% населения. Средняя температура на планете вырастет с 14 до 26 градусов. По подсчетам журнала, для того, чтобы весь лед на Земле растаял, понадобится около пяти тысячелетий.
Как заявил в беседе с Еcho.az президент Центра экологического прогнозирования Азербайджана, эколог Тельман Зейналов, уровень Каспия действительно поднимается и к 2020-2030 году он вырастет на 1-1,5 метра.
«Однако данный подъем уровня Каспия не будет иметь катастрофических последствий для нашей страны, что же касается прогнозов американских ученых, то сегодня говорить о глобальном потеплении вообще не приходится, и их прогноз крайне пессимистичен, и я с ним не согласен,» — отметил Зейналов.
«Сегодня мы наблюдаем, напротив, глобальное похолодание. К примеру, на моей памяти такого холодного апреля не было вообще, причина в таянии ледников, но тут имеет место быть обратный эффект. Таяние ледников приводит к тому, что теплое течение под воздействием холодных вод с таящих ледников уходит глубже, и это становится причиной понижения температуры на всей планете. Что касается глобального подъема уровня Каспия, то этого, конечно, исключать не стоит,» — сказал он.
«Исследования говорят о том, что когда-то большая часть Азербайджана находилась под водой, морские ракушки были найдены даже в Нахчыване, который находится на огромном расстоянии от прибрежной полосы. Экология имеет некие циклы, а потому не стоит исключать и самых пессимистичных сценариев, которые могут ждать человечество, но для этого нужны какие-то глобальные изменения, сдвиги тектонических плит и прочие природные катаклизмы, пока предпосылок для этого нет,» — отметил эколог.
По словам Зейналова, если что-то подобное произойдет, то, безусловно, Азербайджан ожидают экологические беженцы, которые будут покидать прибрежные зоны и уезжать куда-то в горную местность, или в соседние государства.
«Что касается поднятия уровня Каспийского моря на метр- полтора, то это может привести к затоплению примерно 200 тысяч гектаров прибрежной полосы. Эта полоса застроена в основном виллами и ресторанами богатых граждан, которые сделали это, нарушив распоряжение о запрете застройки прибрежной полосы ближе, чем на 150 метров к морю. Кроме того, их много раз предупреждали, что делать этого не стоит, так как Каспий имеет особенность периодически затапливать прибрежную зону, но они никого не хотят слушать, а потому будут расплачиваться за собственную беспечность. Но данный подъем уровня Каспия не грозит жилым массивам, и экологических беженцев по этой причине в стране не появится», — отметил эколог.
Между тем эксперт по вопросам миграции Азер Аллахверанов в беседе с Echo.az отметил, что в Азербайджане время от времени происходят процессы, связанные с внутренней миграцией по экологическим причинам.
«В качестве примера экологической миграции можно привести тот факт, что несколько лет тому назад в Сальянском районе страны Кура вышла из берегов, и граждане были вынуждены мигрировать из зоны стихийного бедствия. Эти люди стали самыми настоящими экологическими беженцами, для которых был даже построен временный палаточный городок,» — сказал Аллахверанов.
Эксперт также привел в пример Габалинскую РЛС.
«Когда она работала жители, чьи дома находились в непосредственной близости к ней, покидали свои дома, переезжали в другие регионы, опасаясь вредоносного воздействия радиации. То есть, тогда, когда речь идет об экологической миграции внутри Азербайджана, можно привести некоторые, к счастью, немногочисленные примеры, но они касаются очень малого числа населения страны, цифра эта не превышает одного процента населения Азербайджана», — сообщил он.
Как ранее отмечал в беседе с Echo.az Аллахверанов, когда мы говорим о климатических беженцах, то в первую очередь речь идет о климатических факторах, толкающих граждан мигрировать.
«Климатическая миграция широко распространена в таких странах, как Непал, Бангладеш, Индия. В силу ряда климатических причин граждане оказываются вынужденными покидать свои насиженные места. В подобном контексте Азербайджану климатическая миграция не грозит. В нашей стране могут случиться экологические неприятности, связанные с засухой, наводнением, поднятием уровня Каспийского моря. Безусловно, это может стать причиной вынужденного переселения граждан, живущих в местах экологического бедствия, но все это если и случится, не вызовет каких-то глобальных перемещений так называемых «климатических беженцев».
«Похожий, но в то же время несколько иной вид миграции, а именно экологический, нашей стране все же может угрожать. Все мы помним, например, к чему привел взрыв на Чернобыльской АЭС. Тогда сотни тысяч людей даже из неподалеку расположенных областей были вынуждены покинуть свои дома и мигрировать в экологически более благоприятные регионы», — отметил А.Аллахверанов.