Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Villa Petrolea: «райский уголок» в нефтяном Баку

4322
Villa Petrolea: «райский уголок» в нефтяном БакуVilla Petrolea: «райский уголок» в нефтяном БакуVilla Petrolea: «райский уголок» в нефтяном Баку
. На сегодняшний день Villa Petrolea – первый музей семьи Нобелей за пределами Швеции и, единственный в мире Дом-музей, посвященный братьям Нобелям - Роберту, Людвигу и его сыну Эмануэлю.

Нефтяной Клондайк

История появления Нобелей в Баку такова. В 1837 году отец Роберта, Людвига и Альфреда Нобелей Иммануил Нобель переезжает в Санкт-Петербург из очень бедной в то время страны Швеции, открывает в городе на Неве завод, где производит мины и вооружение для российской армии. После его смерти производство возглавляет его средний сын Людвиг (старший брат более известного в мире, благодаря своей премии, Альфреда Нобеля). Людвиг направляет в Азербайджан для поисков железного дерева своего брата Роберта. Поиски заняли немного времени, и Роберт, помимо железного дерева, находит в Баку нефть, керосин, нафту. Весь город предстает перед ним в огнях. Все это его так впечатляет, что в письме брату он пишет: «Я нашел в Азербайджане железное дерево, но нашел и нечто гораздо более ценное под названием «нефть». Людвиг быстро осознает важность нового направления для семейного бизнеса и разрешает Роберту использовать все взятые у него деньги – большую по тем временам сумму в 2 тысячи золотых рублей для приобретения нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и первых двух концессий (месторождений). Так в 1875 году Нобели попадают в Баку, а уже в 1879 году официально учреждают «Бакинское нефтяное товарищество братьев Нобель» («Бранобель»). И хотя штаб-квартира Товарищества находилась в Санкт-Петербурге, подлинный его центр был в Баку.

В то время в Баку государственная монополия на производство нефти была в руках некоего Мирзоева. Людвиг дружит с великим ученым Дмитрием Менделеевым, с которым он создает Российское Императорское Техническое Общество и именно с ним он начинает работу над проблемой отмены монополии с тем, чтобы получить возможность развивать производство нефти – Людвиг видит в этом огромную перспективу. Им это удается – большую роль сыграли связи Менделеева с императорской семьей. С этим решением связан первый «нефтяной бум» в Баку, когда производство нефти получает совершенно новое – промышленное измерение. Под руководством Эмануэля Нобеля (а именно он возглавил компанию после смерти отца в 1888 г.) «Бранобель» в начале XX века стала одной из крупнейших в мире нефтяной компаний, ежегодная добыча нефти которой составляла более 70 млн. баррелей. Нобелям принадлежит ноу-хау создания первого нефтеналивного танкера, которому было дано имя «Зороастр», идея непрерывной прокачки нефти и строительство нефтепровода «Баку-Батуми», организация современной системы сбыта и маркетинга.

Всё для дела, всё для рабочих!

Так в 1880 году Нобели принимают решение надолго обосноваться в Баку. Это сыграло огромную роль для простых людей, которые работали на их предприятиях, ведь где бы не работали Нобели, они многое делали для рядовых рабочих, города, региона, страны в целом. Они понимали: их призвание – в социально ориентированном бизнесе, когда нужно делиться своей прибылью с людьми, которые получают стимул для лучшей работы и новых прогрессивных идей. И прагматизм этот был оправдан. Эмануэля Нобеля, который возглавлял «Бакинское нефтяное товарищество братьев Нобелей» вплоть до большевистской революции, спасли простые рабочие. Они защитили его от солдат XI Красной Армии, которые хотели расстрелять одного из крупнейших нефтепромышленников мира, и Эмануэль смог уехать из Баку.

У большевиков была масса причин уничтожить Эмануэля. Безусловно, в мире больше знают Альфреда Нобеля благодаря его престижной премии. Однако Иммануил Нобель выделял заслуги всех своих сыновей – Людвига, который был системным человеком, великолепным организатором и менеджером; Роберта – подающего великолепные идеи; Альфреда – талантливого ученого, инженера, превосходного финансиста и просто везучего человека. Эмануэль Нобель, который считается бакинским Нобелем, и возглавлял империю Нобелей в Баку, вобрал в себя все семейные достоинства – управленческие качества, системный менеджмент, он был и хорошим финансистом. Причем, он успешно конкурировал с Ротшильдами и Рокфеллерами, и если бы не революция, экспроприация и национализация, Эмануэль Нобель вошел бы в первую пятерку самых богатых и удачливых бизнесменов Европы. Более того, возглавляемая им компания была второй по величине и первой вертикально интегрированной компанией в мире. Ему удалось создать всю систему от производства нефти до ее сбыта и маркетинга. Причем, на сегодняшних цивилизованных условиях. К примеру, без подтверждения по телеграфу об оплате, нефть заказчику не доставлялась. Не говоря уже о точном соблюдении договоренностей об объемах поставок. Если клиент заказывал 100 пудов нефти, он получал именно 100 пудов, никак не меньше.

Итак, в 1882 году Нобели начинают строительство поселка Villa Petrolea. Они хотели быть ближе к своим производствам, персоналу, рабочим, поэтому особняк расположился буквально в двух шагах от мест, где кипел бизнес. Кстати, братьям Нобель принадлежал не только сам великолепный особняк Villa Petrolea, но и примыкающий к нему парк и все постройки на примерно 9 гектарах земли. Семья Нобелей считает это частью своего наиболее ценного исторического наследия. (По сути, весь нынешний парк Низами – это и есть территория нобелевского парка).

Одним лишь строительством Нобели не ограничились. Они разбили вокруг Villa Petrolea необыкновенный парк с роскошными деревьями и благоухающими
цветами. Они привозили в пустынный Баку - с его тропической жарой и ревущими песчаными бурями - чернозем из Лянкярана, пресную воду из Астрахани, деревья и кустарники из Франции и Италии. На Нобелей работали итальянские зодчие, здания строились в основном из местного известкового камня, но с использованием новых технологий и, что самое главное, в византийском стиле на долгие годы, поэтому они сохранились до сих пор. В поселке Villa Petrolea располагался театр, ресторан, кегельбан, медпункт, несколько зданий общественного пользования, здания для проживания топ-менеджмента, садовников, кучеров и сторожей. Ну и, конечно же, центральное здание - сама Villa Petrolea, где жила семья Нобелей и где в 1914 году, например, родился один из прямых потомков Людвига Нобеля – Гуннар Нобель, отец Густава Нобеля, находившегося в Баку в юбилейные дни. Гуннар жил в Villa Petrolea 4 года.

Два года понадобилось на строительство Villa Petrolea. В особняке были созданы очень комфортные условия – был установлен кондиционер, для которого в конце весны доставляли в Баку 800 тонн льда, проведена первая в Баку телефонная линия компании «Белл». Питьевой водой жителей обеспечивал опреснитель. Нобели устраивали в роскошном парке пикники и каждую неделю - вечера классической музыки. Они жили привычной для них и нормальной европейской жизнью.

Вот, что сказал после посещения Баку Ханс Ольсен, с 1884 по 1908 г. заведовавший внутренней и внешней торговлей в «Товариществе братьев Нобель», муж дочери Людвига Нобеля – Мины: «Поселок Петролеа – подлинный оазис, свидетельство социальных и прочих достижений братьев Нобель… на радость и для удобства их многочисленных сотрудников самого разного ранга».


Бой курантов и аромат старины

Мечта Людвига о зеленой «Вилле Петролеа» сбылась еще при его жизни, о чем свидетельствуют архивные фотографии. Но ей суждено было воплотиться в жизнь повторно, более чем столетие спустя, когда нынешняя семья Нобелей - многочисленный клан, насчитывающий 400 человек и разделенный на несколько ветвей - выдвинула идею отреставрировать Villa Petrolea, создав в ней Международный музейный центр, первый Музей семьи Нобелей вне Швеции. С целью найти средства для реставрации Villa Petrolea и был создан Бакинской фонд наследия Нобелей. И эта инициатива нашла поддержку у президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Сегодня особняк представлен посетителям в том же - византийском стиле, что и в далеком 1884 году. Стены сделаны из того же бакинского известняка, но над ним работали художники, они создавали особый нобелевский вид. Здесь есть все, повествующее о том времени. Например, оформление, которое сегодня часто используется в архитектуре Баку – с величественными колоннами, витиеватыми узорами чугунных лестниц... Кстати, команде реставраторов удалось найти чугунную лестницу, а также два из трех каминов, обогревавших некогда гениальных жителей Villa Petrolea. Реставрация особняка велась по чертежам и архитекторским проектам того времени. Изменено лишь внутреннее распределение комнат, но со строгим соблюдением духа тех времен.

Самое сложное было насытить музей – не просто музей, а Дом-музей - экспонатами. Поэтому группа специалистов уделяла огромное внимание поиску именно вещей, которые принадлежали самим Нобелям – мебель, настольные часы, музыкальные инструменты, исторические фотографии, картины, портреты и пр. Найти действительно принадлежащие семье Нобелей вещи помогли частные коллекционеры и антиквары Баку, Батуми, Стокгольма и Санкт-Петербурга, а также сами члены семьи Нобелей. Удалось найти столы, стулья, шкафы, часы, граммофон и даже. Собрано много экспонатов и из семейных запасников, некоторые вещи были переданы потомками Нобелей, часть экспонатов – архивные документальные материалы – переданы в дар Дому-музею Министерством иностранных дел Швеции и были привезены в Баку на инаугурацию Villa Petrolea послом Швеции в регионе Южного Кавказа Хансом-Гуннаром Аденом.

На реставрацию здания ушло примерно два года и еще полгода - на приобретение экспонатов.

Удалось найти в Шеки серебряные часы Фаберже, копию золотых, которые были подарены Эмануэлю Нобелю на 50-летие в 1909 году. К слову, золотой вариант часов Фаберже был продан на аукционе Сотби в Стокгольме за 20 млн. крон (10 млн. евро). Серебряные часы тоже дорогие и были оценены в 1-2 млн. евро. Нобели были одними из самых преданных поклонников Фаберже, и ими были куплены около 30% работ великих мастеров к тем или иным знаменательным датам. Кстати, в коллекции праправнука Людвига Нобеля, являющегося председателем Нобелевского благотворительного фонда (Nobel Charitable Trust, NCT) Майкла Нобеля есть 10 яиц Фаберже. Также найден сундук от фаэтона, который принадлежал Людвигу Нобелю в Санкт-Петербурге. Найден и сам фаэтон, который отреставрирован известным азербайджанским коллекционером Шаином Хабибуллаевым.. Кстати, как только 3-4 года назад началось приобретение экспонатов для Villa Petrolea, цены на вещи, принадлежащие семье Нобелей, выросли в десятки раз. Даже документы, письма, материалы продаются за сотни тысяч долларов США.

Тем, кому довелось побывать в Villa Petrolea, наверняка почувствовали вкус старины, который ощущается от выставленной мебели, часов, самих стен. И необыкновенное спокойствие, умиротворенность этого здания. В особняке царит необыкновенная тишина, которую прерывает пробирающий до мурашек бой массивных напольных часов, принадлежащих Нобелям. Они стоят в кабинете на первом этаже.

Но тихо в Villa Petrolea не всегда. Многочисленная семья Нобелей любила принимать гостей, устраивала шумные светские приемы, поэтому, словно по их завету, звенящая тишина прерывается редкими пока посетителями музея, который расположен на первом этаже особняка. Работает музей по западному принципу, вход в него бесплатный. Самая красивая комната музея – «Салон» - насыщенна экспонатами, которые принадлежали Нобелям. Например, самовар с чайником и спиртовой горелкой, которые семейство брало на пикники, рояль, патефон и, конечно же, будто «живые» портреты на стенах. Причем, портреты семейства можно увидеть во многих комнатах особняка, также как и старинные часы, что обусловлено страстью Нобелей к часам. Кстати, одни из часов подарил Эмануэлю Нобелю к его 50-летию известный азербайджанский нефтепромышленник и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев. Часы эти работают до сих пор.

На первом этаже имеется и большой конференц-зал, а также Международный бизнес-центр, где проводятся пресс-конференции, бизнес-форумы и многочисленные встречи. А на втором этаже функционирует первый и единственный в Каспийском регионе Бакинский Нобелевский нефтяной клуб. Клуб элитарный, его членами являются представители нефтяных компаний, известные политики, экономисты, общественные деятели и, конечно же, творческая элита. Они могут собираться в Клубе, обсуждать за бокалом вина имеющиеся проблемы, вести светские беседы - к их услугам предоставлен небольшой ресторан, терраса, отдельные комнаты - VİP и Восточная. А рядом - здание-пристройка к Villa Petrolea, где находится гостевой дом и офисные комнаты. Именно так было в далеком 1884-м.


P.S.Существовало три Нобелевские премии. Самая первая - имени Людвига Нобеля - была учреждена в 1889 году при Императорском Русском Техническом Обществе сыном и семьей Людвига после его смерти на деньги «Бакинского нефтяного товарищества бр. Нобель» - примерно 6 тысяч золотых рублей. Выдавалась премия за заслуги в области металлургии и нефтяной промышленности – Людвиг Нобель был специалистом в этих двух областях. А в 1901 году в Стокгольме и Осло были вручены первые премии Альфреда Нобеля. «Хотя Альфред Нобель нажил свое состояние, прежде всего, на динамите, по разным оценкам до 20% всего капитала, из которого выплачиваются Нобелевские премии, внесло «Бакинское нефтяное товарищество братьев Нобель» (Брита Осбринк «Империя Нобелей: История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России». Москва, Изд. «Текст», 2003 г.).

Международный Туристический журнал « Azerbaijan review – Панорама Азербайджана»
Поделитесь новостью

Если вам понравилась эта новость, не забудьте поделиться ею с друзьями