Генерал Волох: Только бандит может так прийти в Карабах, разрушить все, а напоследок еще и заминировать - ФОТО
Интервью Caliber.Az с генерал-лейтенантом внутренней службы России Александром Волохом, в 1991 году возглавлявшим военные комендатуры Физулинского и Ходжавендского районов Азербайджана.
- Александр Иванович, на днях вы посетили освобожденные от армянской оккупации районы Азербайджана. В Физули вы побывали спустя 31 год после отъезда оттуда. Что вы почувствовали, увидев места вашей службы?
- Для начала я хотел бы отметить азербайджанских военнослужащих, которых я увидел на освобожденных территориях. Это подтянутые и вежливые ребята, это совершенно другая армия, хорошо экипированная, профессиональная. Видно, что в стране в плане укрепления Вооруженных сил проведена просто колоссальная работа. И это заслуживает уважения. Я с 1991 года, даже после отъезда, продолжал самым внимательнейшим образом отслеживать развитие Азербайджана, его становление, как независимого государства. Я переживал и радовался наблюдаемым процессам.
Теперь, что касается впечатлений от увиденного в Физулинском районе. Конечно, я 30 лет мечтал вернуться в Физули, чтобы поклониться тем местам, с которыми у меня связано столько воспоминаний. Но чем ближе мы приближались к районному центру - городу Физули - тем больше разрушений мы видели по обеим сторонам дороги. Вид разрушенного до основания города Физули вызвал во мне горестное чувство. Все разрушено, все заминировано, поросшие 20-летним бурьяном холмы и равнины, на которых когда-то располагались процветавшие азербайджанские села. Разрушенные и разграбленные азербайджанские кладбища. Оккупанты целенаправленно уничтожали все следы азербайджанского присутствия. Очень грустные чувства у меня вызвали разрушенные виноградники - я ведь видел, как, с каким трудолюбием до оккупации азербайджанцы их выращивали. А сейчас на их месте сиротливо торчат сотни, тысячи перекошенных столбиков. Это настоящее кладбище виноградников. Только бандит может так прийти, нагадить и разрушить все, а напоследок еще и заминировать. Хозяин же приходит и все восстанавливает.
- Получилось найти место, где в 1991 году располагалась военная комендатура?
- Да. Вы не поверите, но сейчас на месте комендатуры расположен великолепный Международный аэропорт Физули. И меня не может не восхищать, с какой быстротой Азербайджан возвращает к жизни освобожденные территории.
- Где, помимо Физули, вы еще побывали?
- В древней Шуше. К ней ведет новая прекрасная дорога, построенная по европейским стандартам. Скажу так - таких дорог и в России наверняка раз-два и обчелся. А тут, прошло всего полтора года после войны, и уже строится дорожная и энергетическая инфраструктура. Я видел новые и современные подстанции, видел, как в горах устанавливаются столбы с ЛЭП. Причем, работы ведутся круглосуточно, в несколько смен. Азербайджан бросил все силы на возвращение Карабаха к жизни. И это более чем явно говорит о том, что истинный хозяин вернулся домой. Все это вызвало во мне восхищение.
Я, как военный, хочу отметить, что освобождение города Шуша - это вершина военного искусства. Это что-то! Это скалы, горы, по которым азербайджанские военные с оружием и снаряжением поднимались, чтобы в рукопашную сойтись с засевшими в Шуше армянскими оккупантами и тем самым не допустить разрушения этой древней жемчужины Азербайджана. Город оказался в запущенном состоянии, потому что армянам он не был дорог. Скажу больше - Шуша была как бельмо на глазах у армян, поскольку постоянно напоминала им о том, что является центром именно азербайджанской культуры. А сейчас Шуша оживает, реконструируется. Хотя, еще видны следы от вражеского обстрела.
- Смогли ли вы пообщаться с российскими миротворцами?
- К сожалению, не получилось. Хотя я очень этого хотел. Просто для того, чтобы увидеть их настроения, рассказать им о том, как мы служили здесь много-много лет назад. Тем более хотелось с ними пообщаться после недавнего сообщения о попытке контрабандного провоза оружия в зону их временной ответственности. Это очень печально, когда миротворчество превращается в бизнес. К сожалению, подобные случаи бывали и в годы, когда я служил в Физули. Когда нет четкой политической воли и четких установок для армии, то войска выходят из-под контроля и начинают жить своей жизнью.
- Не могу не задать вам последний вопрос. Жители Физули всегда вспоминали вас добрым словом. Получилось ли найти кого-то из тех, кому вы помогали в те годы?
- Много лет уже прошло с тех пор. Но в поездке я разговорился с одним азербайджанским офицером. Оказалось, что он родом из Физули. Когда я служил там, ему было всего 7 лет. Но услышав мою фамилию, он сразу вспомнил, что его отец часто с уважением вспоминал меня, рассказывал, что был в Физули военный комендант, который защищал и спасал мирных азербайджанцев от армянских боевиков. Потом мы остановились в одном придорожном кафе, владелец которого тоже был из Физули. На прощание он обнял меня и сказал, что я всегда желанный гость в его заведении.
Также мы проехали мимо сел Эдели и Дудукчи Ходжавендского района. Кстати, в последнем в 1991 году армянские боевики устроили на меня засаду - я им сильно мешал из-за своей принципиальной позиции.
Конечно, будучи в Баку, не мог не посетить могилу уважаемого мною бывшего министра внутренних дел Магомеда Асадова, трагически погибшего в вертолете в небе над Гаракендом в ноябре 1991 года. Это был очень отважный человек, настоящий патриот своего народа.
Если не изменяет память, в марте 1992 года я прислал свою статью в "Вышку", в которой выразил отношение к несправедливости в отношении Азербайджана. И мне было очень приятно, что после ее публикации я получил целый шквал телеграмм от простых физулинцев.
Знаете, я не раз говорил о том, что в короткий исторический отрезок азербайджанскому народу повезло дважды - один раз в 1993 году, когда к власти вернулся Гейдар Алиевич, который предотвратил развал страны и скатывание ее к гражданской войне, и заложил основы для ее будущего экономического процветания. И во второй раз, когда дело Гейдара Алиева продолжил Ильхам Гейдарович, которому удалось восстановить справедливость и вернуть оккупированные азербайджанские территории. И не только в этом заслуга действующего президента Азербайджана. Ему, во-первых, удалось сплотить в единый кулак нацию, которая вдруг осознала свою силу и способность восстановить историческую справедливость, а во-вторых, создать такую мощную армию, которая подняла престиж и авторитет Азербайджана в глазах мирового сообщества. Ильхам Алиев не только политик и дипломат, но и великий созидатель. Он предусмотрел все свои действия на много ходов вперед. В частности, он выбил табуретку из-под ног тех, кто намеревался обвинить Азербайджан в "очередном геноциде армян в Карабахе".
Я Ильхаму Алиеву благодарен еще и за то, что он выдернул занозу вины, которая с 1991 года была в моем сердце. Вины за то, что я хотел сделать что-то большее для азербайджанцев в Физули и Ходжавенде, но так и не смог по независящим от меня причинам.