Разработка веб сайтов Разработка мОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Секреты долголетия, физического и творческого, известного азербайджанского историка(ОБНОВЛЕНО)

842

Ширин Манафов

В Пространстве современного искусства YARAT с успехом реализуется  проект  « Культурное обновление»,основной целью  которого является  ознакомление  азербайджанского общеста с деятельностью талантливых соотечественников, проживающих за рубежом, которые добились профессиональных успехов в музыке, театре, кино, литературе и науке.

Но, наверное, было бы  не менее важно знакомить наше общество с  опытом бакинцев- деятелей культуры и науки, работы которых были высоко оценены в других странах. Предлагаем для  этого очень интересную кандидатуру. Это - доктор исторических наук Рауф Гусейнзаде, он принадлежит именно  к таким специалистам своего дела. Его лекции в ведущих университетах США в 1990-2000 годы в корне изменили мнение американских экспертов о ситуации на Южном Кавказе и уровне азербайджанской исторической науки.      

В свои  годы Рауф актуален как ученый, что и держит его в отличной физической и интеллектуальной форме. Недавно издана книга профессора Рауфа Гусейнзаде « Азербайджан в III – XIII столетиях». Это 18-я книга 93–летнего ученого.  Отрывок из первой главы даёт представление об актуальности книги: « Азербайджан – единственная страна на Кавказе, где существовали 1000-летние государства… Наша государственность имеет 3000-летнюю историю». 

Эту книгу Р.Гусейн-заде  посвятил памяти своих наставников и учителей Н. В. Пигулевской, П. П. Фридолиной, Э. М. Шахмалиеву. В его новой работе  представлено исследование  трудов средневековых сирийских авторов, ранее не изученных бакинскими учеными, где он обнаружил интереснейшие факты по истории, религии, дипломатическим и экономическим контактам  Азербайджана с Византией, Русью, Ираном,  Грузией… 

Сочетание физического здоровья с творческим долголетием делает профессора Р.Гусейнзаде интересным собеседником по актуальной теме: как сочетать здоровье в медицинском понимании с интеллектуальным долголетием.  Как добиться в преклонном возрасте стабильно высокого профессионального уровня.

 О нашем герое. Родился в 1929 году в Баку, среднего роста, сухощавая фигура, в прошлом спортсмен, никаких вредных привычек, доктор исторических наук, работает НИИ археологии и этнографии. 40 лет преподавал в вузах Баку, автор более 170 научных работ, единственный наш историк, кто читал лекции и давал консультации по проблеме Карабаха в Госдепартаменте США и Пентагоне, а также ряде американских  университетов и колледжей .

Прежде всего о секретах долгожительства.

«Счастье родиться и жить в благополучной семье» - считает профессор.- Мои родители пронесли любовь к друг другу через такие испытания, как 2-я Мировая война и послевоенные годы. Когда началась Великая Отечественная война, мне было 12 лет, сестра и брат были  младше меня. Отец  в 42 года ушел на фронт добровольцем, хотя имел бронь как партработник республиканского значения. В 1943 году он вернулся с фронта после тяжелого ранения.  Военные годы наша семья переживала тяжело,как и все семьи в Баку.Несмотря на бедность послевоенных лет, я вспоминаю с радостью школьные годы, прекрасных учителей и своих товарищей. 

Уверен, что радостное восприятие жизни - один из главных залогов здоровья, как физического, так и интеллектуального. Много светлых воспоминаний о годах обучения в Баку и в Ленинграде. По сей день прекрасно помню, например, военрука нашей знаменитой шестой школы Леонида Эдуардовича Юрфельда. Строгого и справедливого педагога, потомка шведского офицера, взятого в плен Петром Первым в битве под Полтавой. Как и друга моего отца - дяди Гадыра, отца известного певца Акифа Ислам-заде.  По его предложению меня назвали Рауфом, мою сестру Мэлисой, а брата Али.

По окончании в 1951 году  истфака БГУ меня направили в аспирантуру НИИ востоковедения в Ленинград. Мне посчастливилось учиться в великолепной, одной из лучших в Европе ленинградской школе востоковедения под руководством известного учёного Н.В. Пигулевской, я стал первым  в нашей республике сириологом. 

С 1955 года и по сей день работаю в НАНА Азербайджана.  В 1969 году защитил докторскую диссертацию. Область моих научных интересов – Азербайджан в средние века, чему посвящены мои более чем 170 публикаций на различных языках, доклады на международных научных форумах. Многолетняя работа в науке убедила меня, что одна из интересных тем – потенциал научного спора, диалога с оппонентами. Убедился на своем опыте, что диспуты с сильными профессионалами – залог долголетия в интеллектуальном смысле этого слова.

Каждая моя публикация – вызов на бой конкретных оппонентов. Дискуссии с экспертами, а не с дилетантами от науки, крайне необходимы для формирования ученого. Одновременно, единственное средство для излечения от такой опасной в науке болезни, как провинциализм, особенно в гуманитарных дисциплинах. В противном случае неминуемо отставание и унизительное поражение. Споры между нашими и грузинскими и особенно часто с армянскими историками на пике славословий братству советских народов происходили весьма часто. Так, грузинские историки считали, что в XII веке Ширванское государство зависело от Грузинского царства.  После  публикации  в 1974 году нашей с профессором С.Алиарлы статьи- протеста, причем с ссылками на грузинские источники, ни один  грузинский историк по сей день не возразил нам.

Другой пример притязания на наше прошлое. Хотя арменисты считают книгу «История албан» Моисея Утийского своим памятником, они в своих изданиях этой книги сохраняют перечень десяти албанских храмов в Иерусалиме. Никак не комментируя непреложный факт присвоения Армянской церковью десяти храмов Албанской афтокефальной церкви.  Как и книга Моисея Утийского, так и те самые десять монастырей на Святой земле принадлежат Азербайджану, нашей истории, нашему государству".

Рауф Гусейнзаде стремится исправить несправедливое отношение к достижениям своих друзей-выдающихся учёных. Так, он считает важным переиздание книги Ворошила Гукасари и Вагифа Асланова «Дописьменный период истории азербайджанского языка».  Это уникальный источник для филологов, историков, этнографов, языковедов. Ворошил Гукасари справедливо называл автора «Истории Албании» Моисея Каланкатуйского Моисеем Утийским ( зона Шеки). 

-Историки удивительная каста, - говорит Р. Гусейнзаде. - Мы знали о неминуемости обострения межнациональных конфликтов еще в далеком 1970 году. Слишком много тлеющих очагов было на Кавказе. О них знали, но не умели (или не хотели?) загасить, не решались публично обсуждать, вообще придать  огласке. Такой подход непродуктивен и опасен. Два мощных «взрыва» в  2022 году потрясли мир – в Казахстане и, особенно, в Украине. Без научного спора ученый не может овладеть  важнейшим искусством  – активным  владением суммой своих знаний.  Я свидетель множества пикировок ученых и политиков. Так ничего и не решивших по причине сокрытия в советский период актуальных социальных проблем.Эрудиция, энциклопедические знания – только фундамент. Задача – обучить молодых ученых мастерскому владению этой базой. Не манипулирование фактами, чем всегда занимаются псевдоученые, а мастерское владение эрудицией, своими накопленными знаниями. Это необходимо историкам, политикам, педагогам…. Подобное не остается незамеченным и привлекает внимание молодых, начинающих ученых. Многие годы у нас активно развивались исследования по истории Азербайджана; арабистика, источниковедение, кавказоведение…. Сейчас идет процесс смены поколений, отсюда некоторый спад по ряду направлений."

Потребность в историках из Баку была велика

Впервые я побывал в США 1989 году, по приглашению профессора Нью-Йоркского городского университета политолога Майкла Ривкина. Пригласили на неделю, продержали месяц. На Кавказе тогда было очень  горячо, и американское научное и политическое сообщество стремилось получить информацию из первых рук.  Армянская позиция не устраивала, в США активно действуют три мощные армянские организации, которые преподносили происходящее в СССР, особенно в Карабахе с выгодных армянам позиций. Потребность в историках из Баку была велика,так как американские советологи прекрасно разбираются в ситуации в Москве, в Кремле и в силовых структурах, не было  кавказоведов . Очень слабо была представлена позиция Азербайджана по проблеме Карабаха. 

Поэтому, как в первую поездку в США, так и последующие, я выступал в университетах Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго, ряда других городов, а также в Госдепартаменте, Пентагоне, на собраниях ряда общественных организаций в Вашингтоне. Запомнились встречи и беседы с профессорами Т.Свентоховски, Ф.Каземзаде и Н.Г.Гарсояном.Мои наблюдения и контакты в США свидетельствовали, что о ситуации на Кавказе известно очень мало, сведения отрывочные, в основном из армянских источников. Позиция азербайджанского ученого, основанная на исторических фактах, резко изменила отношение историков, и что не менее важно, военных экспертов в отношении карабахского конфликта. Для меня донести правду о конфликте на лекциях в вузах США было очень важно, а выступления в Госдепе и в Пентагоне воспринимались мной как миссия.  Переформатировать общественное мнение конечно важно, но много важнее и эффективнее – эта работа среди политических и военных экспертов. Должен отметить, и тогда, и сейчас это направление надо развивать и направлять в лекционные турне по США и ЕС ведущих историков Баку. Это  способствует созданию влиятельного азербайджанского лобби в США.  Азербайджанцы в США (их больше одного миллиона) очень гостеприимны. По приглашению Ассоциации азербайджанцев во время второй, пятимесячной поездки по городам США я убедился, насколько важно для консолидации и активизации нашей диаспоры выступления наших ученых в вузах и учреждениях США. 

В заключение вновь о долголетии физическом и творческом.

Рауф Гусейнзаде: -В основе – благодарность. Я сумел состояться как ученый и общественный деятель  благодаря отцу Алиширу и матери Марии. Мать спасла мне жизнь в раннем возрасте, когда я тяжело болел. Полтора года она не отходила от моей кровати, вернула меня с того света. О роли отца… После защиты кандидатской диссертации в Москве в 1955 году, несмотря на дефицит национальных кадров, путь в НИИ истории был для меня закрыт директором института. Отец обратился к своему другу – Мамеду Шихлы, который благодаря своему земляку и другу Самеду Вургуну, тогда вице-президенту нашей Академии, добился моего трудоустройства. Кстати, тот же директор института в 1965-1969 годы всячески мешал мне защитить докторскую, так как я публично раскритиковал его стиль руководства. Защита диссертации в 1969 году прошла весьма бурно, но успешно, во многом благодаря поддержке академикам Зие Буниятову и Алисейбату Сумбатзаде. 

Издание своей последней книги я отметил в кругу своей большой семьи: я трижды отец, у меня пятеро внуков, три правнучки и два правнука. Это тоже к вопросу о долголетии физическом и интеллектуальном.  

Групповое фото(слева направо): Рауф Гусейнзаде, Ворошил Гукасаари, тюрколог А.Н. Кононов, доцент Афрасияб Пашаевич Векилов, профессор Сергей Кляшторный на  Конференции по тюркологии в Ленинграде ,1969 г.

На фото 2 историка :Рауф  Гусейнзаде и профессор Фируз Казымзаде - автор книги « Борьба за Закавказье в 1914-1921 г.г»,. в Йельском университете,входит в 8-ку лучших универов из 2500 универов США,1991 год.   

 

 
Поделитесь новостью

Если вам понравилась эта новость, не забудьте поделиться ею с друзьями